«Большая-большая вечеринка, только все вокруг еще и работают»: художники о маркете современного искусства Win-Win | Арт | Time Out

«Большая-большая вечеринка, только все вокруг еще и работают»: художники о маркете современного искусства Win-Win

Виктория Васильева   19 марта 2024
7 мин
«Большая-большая вечеринка, только все вокруг еще и работают»: художники о маркете современного искусства Win-Win
Фото: архив пресс-службы
В апреле Win-Win пройдет в ЦСИ Винзавод уже в восьмой раз. Time Out пообщался с четырьмя художниками, для которых дебют на маркете стал мощным трамплином для роста. О том, как ярмарка помогает зрителю открыть мир современной визуальной культуры, а художнику — стать востребованными на отечественной и зарубежной арт-сцене, в нашем новом материале.

Когда: 13 и 14 апреля

Где: ЦСИ Винзавод, Цех Белого и Цех Красного

Подробнее

Евгения Войнар 

Фото: Василий Кирсанов

Первый раз я участвовала в Win-Win, когда училась в «Открытых студиях». До этого я приезжала на Винзавод просто на выставки, а во внутренней жизни центра не участвовала. Win-Win казался мне чем-то таинственным и загадочным. Когда я погрузилась во внутреннюю кухню Винзавода, у меня появились коллеги и друзья, постоянно участвовавшие в Win-Win. Они мне посоветовали, и я решилась. Мой первый маркет совпал с нашей итоговой выставкой «Открытых студий», и, когда люди приходили ко мне на Win-Win, они уже примерно понимали, что я за художница. Меня даже периодически приглашали провести экскурсию по своей части экспозиции.

В какой-то момент галеристы, которые приехали посмотреть выставку, стали находить меня на Win-Win — тогда я начала подписывать первые серьезные контракты. Потом пошли выставки, в частности музейные. Все это повлияло на рост цен: раньше графику я продавала начиная от 30 тысяч, теперь — от 60–70. Стоимость больших форматов стартует от 100 тысяч.

Мне нравится, что на Win-Win художники сами общаются с гостями: чувствуется уют, словно ты выставляешься маленькой арт-семейкой, и к вам приходят в гости. Или будто это большая-большая вечеринка, только все вокруг еще и работают. Win-Win постоянно растет, меняется, год от года становится престижнее, красивее. Последний маркет по экспонированию вообще был похож на выставку. В комиссии по отбору заявок появились имена известных коллекционеров и кураторов, да и зрители приходят все более интересующиеся. Раньше часто встречались люди, которые подходили с вопросом-претензией: «‎Ну и что это такое?» Сейчас такого нет: современное искусство стало интересно публике, развивается культура его понимания и коллекционирования. 

Зачастую на больших ярмарках галеристы показывают работы своих звезд-хедлайнеров, но на Win-Win художники представляют себя сами. Сюда приезжают авторы из разных городов, некоторых порой даже не найти в соцсетях. Поэтому здесь можно встретить много уникального, увидеть что-то новое, яркое и просто классное.


Михаил Рубанков

Участвовать в Win-Win меня подвигло желание перебраться в Москву и продолжить здесь карьеру художника. Заявку на опен-колл подавал, особенно ни на что не рассчитывая, но буквально через пару дней позвонили организаторы маркета и попросили приехать на Win-Win. Для художника, которого еще никто не знает, это важно: на маркете он лично знакомится с гостями, рассказывает о себе и о своем искусстве. 

Я решил воспользоваться случаем и показать почти все, что у меня есть, поэтому отправил в Москву небольшой грузовик со своими работами. От маркета у меня остались незабываемые впечатления: сибирская арт-сцена не сравнится с московской ни по масштабу, ни по ценам. Там публика не готова тратить большие деньги на искусство из-за совсем другого уровня жизни, а у богатых людей почти полностью отсутствует культура коллекционирования работ художников. Поэтому меня удивило то, что посетители Win-Win могут брать довольно дорогие работы без особых сомнений: просто пришли, увидели, купили.

Помню, меня тогда хвалил Бартенев, а потом он приобрел пару моих работ. В один момент подошла девушка, с интересом все просмотрела и купила большой дорогой холст и пару акварелей. А я вообще не знал ее. Оказалось, это была Софья Троценко, соосновательница и исполнительный директор Винзавода. Так мы познакомились и до сих пор хорошо дружим. Сейчас на Винзаводе у меня мастерская, но это уже совсем другая история.

После Win-Win я перебрался в Москву, у меня появилась уверенность в том, что я могу создавать классные вещи. Я приобрел много связей, контактов и предложений сотрудничества, цены на мои работы выросли раза в три-четыре. Теперь я уже почти не участвую в опен-коллах: приглашения мне присылают сами организаторы мероприятий. В планах на ближайшее время — открыть персональную выставку в галерее Set Projects в Гостином дворе.


Саян Байгалиев 

На момент первого участия в Win-Win я заканчивал Институт имени Сурикова и еще не понимал, что происходит в арт-мире. Участие в маркете было в новинку. На мои работы публика сразу хорошо откликнулась. Я был шокирован тем, что можно создавать искусство, которое нравится обществу, и еще хорошо на этом зарабатывать. Для меня это особенно важно, потому что у меня подрастает маленький ребенок. Кстати, возможно, именно сыну я обязан своим успехом: как-то чистил ему яблочко, и оно получалось рубленым. Я подумал: «‎Это же то, что нас 17 лет учили рисовать. Только теперь в руках, а не на листе». Так я и пришел к своей трехмерной живописи маслом.

Маркет стал для меня большим толчком. Здесь я заработал деньги для завершения дипломной работы, а после попал в «Открытые студии» и сделал там 14-метровую инсталляцию. Все знакомства и развитие карьеры тоже связаны с Win-Win: я начал сотрудничать с галереями, мои работы показывали в Базеле, Катаре, Париже, Израиле… Водоворот событий повлек за собой быстрый рост цен. На это влияет много факторов: где ты выставился, в каких проектах участвовал, в чьих коллекциях находятся твои работы. Например, раньше я продавал маленькие масляные мандаринки за три тысячи рублей, а сейчас — за 23 тысячи.

Кстати, я сам собираю современное искусство. Для меня Win-Win — это возможность найти начинающих художников, которые создают нечто новое, обладают свежим интересным взглядом. И цены на их работы здесь лояльнее, в отличие от больших ярмарок типа Cosmoscow, где выставляются только статусные авторы.


Рина Вольных 

Фото: Лиза Меркулова

Прошлый Win-Win стал для меня первой ярмаркой. До этого я сотрудничала только с музеями, получала гранты и всегда организовывала выставки как персональное высказывание. И вот Win-Win: непривычная для меня ситуация, когда я не понимаю, как мои работы будут смотреться вне контекста. Меня это беспокоило, я сомневалась в себе. Помню, как позвонила папе, когда узнала, что мою заявку отобрали: «Пап, я участвую в ярмарке…». А он мне: «Печенья, надеюсь?» Такая неожиданная идея мне понравилась, и я каждый день пекла печенье для Win-Win — решила, что если ничего не выйдет с продажами, то хотя бы людей накормлю. Но в итоге все прошло замечательно. На маркете постоянный поток людей, поэтому я улыбалась и разговаривала не переставая два дня подряд. У меня потом даже скулы сводило.

В соцсетях мне как-то написали, что я загибаю цены на свои работы. А я не могу продать ручную вышивку с разными видами шитья, натуральными жемчугом и камнями за пару тысяч рублей просто из-за того, что сам материал дорогой. На Win-Win мне, наоборот, говорили, что я демпингую рынок. А те вышивки, кстати, купили в первый же день ярмарки, еще до открытия. 

После Win-Win со мной начали связываться площадки, которые занимаются продажей искусства. Несмотря на это, я пока не меняю стоимость работ: в нынешнее время это странно. Я хочу, чтобы искусство было доступным для людей. Помню, как на ярмарке ко мне подошел молодой человек и сказал, что он был на открытии моей выставки и теперь специально пришел, чтобы купить работу. Я поняла что он мой сверстник, поэтому не стала просить больших денег. Мне куда ценнее видеть, что человеку искренне нравится моя работа и он действительно хочет ее приобрести, чем играть в какие-то инвестиционные игры.

Думаю, на Win-Win нужно прийти, чтобы понять: современное искусство не так уж недоступно и поэтому не так уж страшно. Участие в маркете помогает преодолеть боязнь публики. Мне кажется, у художников и зрителей есть взаимные искаженные представления и обоюдный страх. На самом деле, все гости и авторы здесь открытые, улыбчивые и добрые. Win-Win — это прекрасная возможность честно посмотреть друг на друга.