Арх-объект: кластер на территории Прохоровской Трехгорной Мануфактуры | Арт | Time Out

Арх-объект: кластер на территории Прохоровской Трехгорной Мануфактуры

Екатерина Сахарова   6 марта 2024
4 мин
Арх-объект: кластер на территории Прохоровской Трехгорной Мануфактуры
Фото: Ирина Рыжий, Андрей Шут, архив пресс-службы
Вместе с компанией «Глазами инженера» Time Out рассказывает о самых интересных зданиях и сооружениях Москвы. Гид Ирина Рыжий поделилась историей одной из старейших текстильных фабрик страны — Трехгорки.

Краснокирпичный квартал на улице Рочдельская — вот уже несколько лет точка притяжения в Пресненском районе Москвы. Новое городское бизнес-пространство на территории бывшей Трехгорной мануфактуры, известной как Трехгорка, — это результат успешного редевелопмента промышленных объектов в городской среде. Сейчас здесь кипит жизнь: комфортабельные офисы, магазины, уютные и модные рестораны и кофейни, клубы, площадки для проведения мероприятий. И особенно приятно, что, прогуливаясь по этому современному кластеру Трехгорки, мы можем прикоснуться к насыщенной событиями истории этой фабрики.  

А началась история Трехгорки еще в далеком 1799 году, когда Василий Прохоров и Федор Резанов, ударив по рукам, организовали маленькую ситценабивную ремесленную мастерскую. Суть их дела была простой: покупали импортную готовую хлопчатобумажную ткань (миткаль), отбеливали ее и наносили узор, используя натуральные красители.

Орнаменты Трехгорки были известны во всем мире

В начале XIX века пути Прохорова и Резанова разошлись, и дальше Трехгорку мы связываем исключительно с династией Прохоровых, пять поколений которой посвятит свою жизнь развитию семейного дела. За XIX век они превратили ремесленную мастерскую в крупную текстильную фабрику. При них производство значительно расширилось: постепенно отказались от импорта готовой ткани, начали ввозить хлопок и уже в корпусах Трехгорки самостоятельно прясть волокно, ткать из него полотно и открывать новые методы окрашивания тканей. А оригинальные рисунки художников по ткани сделали орнаменты Трехгорки невероятно популярными не только в Российской империи, но и за ее пределами.

Красный кирпич, из которого построена Трехгорка, имеет особую фактуру

С ростом масштабов производства старых разрозненных корпусов стало не хватать, поэтому в 70-е годы XIX века Прохоровы заказывают проект фабрики, которая станет ярким образцом краснокирпичного стиля в Москве.

Почему же основными материалом при строительстве фабрик станет красный кирпич? Кирпич прочен, он не горит, благодаря правильной форме его легко перевозить и из него легко строить, и, что немаловажно, при умелом использовании им можно декорировать кирпичный фасад, что может подарить зданиям неповторимое и узнаваемое лицо. 

Здание украшают карнизы в виде «сухариков» и «поребриков»

Так, например, будучи на Трехгорке, невозможно не обратить внимание на фасады отбельного корпуса (в нем проводилась отбелка ткани). Они украшены двумя вентиляционными башнями со сдвоенными арочными окнами, карнизами в виде «сухариков» и «поребриков» (да, поребрики есть не только в Петербурге), да и сама кладка тоже является элементом декора.

Еще один яркий пример — прядильный корпус, своего рода «визитная карточка» Трехгорки. Здесь фасады были приведены к историческому облику, восстановлена расстекловка окон, задающая ритм фасаду. 

Внутри корпусов Трехгорки можно увидеть ряды чугунных колонн, которые являются своего рода «скелетом» для корпусов. Чугун был очень популярен в ходе строительства промышленных объектов, а также часто использовался для декорирования пространства. Поэтому внутреннее пространство Трехгорки украшено изящными и ажурными чугунными лестницами.

Ажурной чугунной лестнице более 100 лет

История фабрики в XX веке развивалась динамично: открытие аэрографической мастерской, которую возглавляла сестра Владимира Маяковского — Людмила, привела к революционным изменениям в дизайне тканей под влиянием стремительно меняющихся времен. Мотивы модерна в начале XX века, необычные принты тканей во времена советского авангарда в 20–30-е годы, недолгий, но яркий период популярности агитационного текстиля, возврат к «народным» мотивам в 40-х, цветочные и легкие орнаменты в послевоенное время. Начиная с 60-х стали популярными абстракции и реалистические рисунки, отражающие события в стране, жизнь и быт людей. 

В свое время здесь находилось ремесленное училище при фабрике. Здание расположенно неподалеку от Трехгорки

XX век принес много перемен для мануфактуры. В 2008 году ткацкое производство было выведено за пределы Москвы, а несколькими годами позже фабрика Трехгорная мануфактура имени Ф. Э. Дзержинского прекратила свое существование. Долгое время корпуса фабрики ветшали и ждали вердикта относительно своего будущего и, к счастью горожан и любителей архитектуры, весь кластер сохранили, а главным корпусам вернули их исторический облик. Будете на Пресне — загляните, чтобы своими глазами увидеть и оценить произошедшие здесь перемены.