Взгляд на прошлое совриска: репортаж с выставки «Это было со мной»

Стартом для направления стала экспозиция «НИИ Архив. Ремонтаж», в которой куратор Ирина Горлова обозначила основные векторы развития центра: открытие молодых художников, продвижение уличного искусства, выстраивание международных отношений и многое другое. Подробнее о той выставке можно почитать здесь. На этот раз обсудим второй проект НИИ Архив — «Это было со мной».
Когда: до 11 января
Где: ЦСИ Винзавод

Куратором новой экспозиции стал Виктор Мизиано, художественный критик и кандидат искусствоведения. Он предложил 10 художникам, чья карьера связана с Винзаводом, вернуться в прошлое, посмотреть на себя и подумать, какое влияние на их творчество оказал центр. Конечно, итоговой задачей для авторов стало создание работ, которые с одной стороны были бы насыщены историческими сведениями, с другой — оставались искусством. Time Out предлагает вместе взглянуть на то, как участники изобразили ретроспективный взгляд на собственное прошлое.
Надежда Дмитрия Гутова
Дмитрий Гутов — художник, чьи произведения можно встретить в Третьяковке, Русском музее, ММОМА, МАММ, Stella Art Foundation, Эрарте, ЦСИ Луиджи Печи в Прато и Центре Помпиду в Париже. Именно его работа стала одной из тех, что были представлены на первой выставке ЦСИ Винзавод «Верю!» в 2007 году. Автор не только творец, но и преподаватель, искусствовед, и возможно, поэтому характерной чертой его творчества стала апроприация цитат философов и живописи великих мастеров прошлого. Так что и в проекте «Верю!» его масштабный объект «Стопы» — это увеличенный фрагмент картины Андреа Мантеньи «Мертвый Христос». Он был воссоздан на предыдущей выставке НИИ Архив.

Теперь на противоположной стене Цеха Красного можно увидеть еще одну огромную работу Дмитрия с фрагментом картины «Уверение Фомы» Караваджо. Конечно, это отсылка к тем самым «Стопам» из 2007-го, которые, как признался сам художник, он создал, пребывая в тревоге перед будущим. Сегодня же автор делает акцент на надежде, показывая, как сомневающийся апостол Фома вкладывает палец в рану Христа.
Отчаяние Петра Белого
Рядом с холстом Дмитрия Гутова расположилась инсталляция Петра Белого «Пауза», от которой так и веет эстетикой Хеллоуина. Она представляет собой зависшие в воздухе дисковые пилы, от которых отлетают капли черной краски. Если смотреть на пространства цеха в целом, можно даже подумать, будто эти острые предметы и нанесли рану Христу.

В 2011 году в галерее XL Петр показал одну из первых работ с мотивом пилы — «Прыгалку». Она напоминала изготовленные вручную из всякого мусора трамплины, с которых в свое время ныряли деревенские парни.

С тех пор автор начал чаще использовать пилы в своих работах, вышел из камерного формата пейзажа и отказался от лирического героя. Теперь перед нами звезды с острыми зубьями вместо лучей света. Они не освещают, а наоборот, отбрасывают страшную тень и создают ощущение отчаяния.
Следующий уровень Владимира Логутова
В Цехе Белого сразу цепляет взгляд «коробка», занимающая ползала. Это рефлексия Владимира Логутова на свою персональную выставку «Следующий уровень». Впервые она была открыта здесь же в 2017 году, когда ЦСИ Винзавод отмечал свое 10-летие циклом «Прощание с вечной молодостью» — в ходе программы масштабными экспозициями были обозначены мастера нового поколения, за которыми с точки зрения экспертного совета Винзавода стояло будущее современного российского искусства.
На следующий год Владимир Логутов экспонировался с этим проектом в галерее Aperto Raum в Берлине. Тогда же автор стал лауреатом премии Иосифа Бродского в категории «Визуальное искусство» и лауреатом государственной премии в области современного искусства «Инновация» в номинации «Художник года».
В экспозиции «Следующий уровень» художник предложил необычные варианты, как можно расширить ракурс, с которого зритель смотрит на искусство. Например, через отражение в зеркале, в котором видно и объект, и самого себя поверх впереди стоящих гостей выставки или со стороны подрамника, откуда совсем не видно изображение, зато видна его внутренняя составляющая.
В ретроспективе с внешней стороны «бокса памяти» на мониторах звучат высказывания художников, критиков и кураторов о той выставке. А через прорези в стенах можно взглянуть на новые полотна, которые оказываются как бы внутри воспоминаний.
Также среди участников «Это было со мной»: Ян Гинзбург, Ирина Корина, Сергей Сапожников, Евгений Гранильщиков, Александра Сухарева, Дима Филиппов и Иван Новиков. Каждый из художников имеет интересную историю, связанную с ЦСИ Винзавод. Чтобы посмотреть, как институция повлияла на их творчество и карьеру, рекомендуем заглянуть в Цехи Красного и Белого. Выставка будет работать до 11 января.