От панельки до объекта культурного наследия: история Ажурного дома | Арт | Time Out

От панельки до объекта культурного наследия: история Ажурного дома

Анна Лабинова   22 октября 2025
3 мин
От панельки до объекта культурного наследия: история Ажурного дома
Фото: Getty Images, mos.ru, архивы пресс-служб
Time Out запустил новую рубрику, в которой мы рассматриваем интересные локации города с точки зрения их истории и архитектуры. Сегодня поговорим об эксперименте 1940-х — доме Бурова.

Если у вас на примете есть место, о котором хотелось бы рассказать, напишите нам в Telegram-канал. Мы обязательно рассмотрим ваши предложения, а пока возвращаемся к Ажурному дому.

Первая панелька

Трудно поверить, но памятник экспериментального жилищного строительства в стиле ар-деко на Ленинградском проспекте изначально задумывался как эксперимент по строительству первой панельки. В результате активного развития промышленных предприятий началось массовое передвижение из сел в столицу, так что квартир в городе катастрофически не хватало — нужно было срочно ускорить застройку.

Тогда в 1936 году архитекторы Андрей Буров и Борис Блохин предложили метод крупноблочного строительства, а в 1939 — применили его на Ажурном доме. Экспериментальное здание собиралось из заранее изготовленных на заводе железобетонных блоков весом около трех тонн. В дальнейшем они стали прототипами для строительства панелек.


Опыт других стран

Андрей Буров, изучавший художественное искусство во Франции и Италии, разбавил строгие плоские блоки бетонными решетками с орнаментом из растений. Благодаря им здание и получило название Ажурный дом. Эскизы для декора создал художник Владимир Фаворский, а толщина этих деталей в реальности составляла всего 5–7 сантиметров.

Как такие тонкие элементы выдержали морозы? Секрет в инновационном для СССР материале — армированном бетоне.

Рельефные вставки выполняли не только эстетическую, но и практическую функцию: они закрывали внутреннее пространство лоджий, снижали уровень шума и обеспечивали естественную вентиляцию.

Ажурный дом стал не просто примером нового строительного метода, но и попыткой предложить москвичам иной формат жизни — переход от коммунальных квартир к полугостиничному типу жилья, где к жилплощади добавляется сервис.

Первый этаж изначально задумывался как нежилой. Здесь планировались магазины, детский сад, салон красоты, прачечная, пекарня, ресторан и бюро обслуживания, где можно было заказать доставку продуктов или уборку квартиры. Предполагалось, что жители не будут готовить самостоятельно, а смогут спускаться в ресторан по отдельной внутренней лестнице — поэтому кухни в квартирах уменьшили примерно до четырех квадратных метров.

Зато лестничные площадки, напротив, сделали максимально просторными, чтобы побуждать соседей останавливаться и разговаривать. Возможно, по той же причине архитекторы отказались от привычных подъездов: жители и гости входили в дом через общий вестибюль, поднимались по одной лестнице или на лифте, а затем шли по длинному коридору, где квартиры располагались по обе стороны.

Идея создавать в жилых домах общественные пространства пришла из США — именно на эту деталь американской архитектуры обратил особое внимание Буров.


Знаменитые жители дома

Дом изначально строили для работников Народного комиссариата авиационной промышленности СССР. Однако война изменила планы: после ее окончания квартиры получили старшие офицеры армии, их семьи и представители творческой интеллигенции.

Здесь жили поэт Константин Симонов с женой, актрисой Валентиной Серовой; создатель первого в СССР самолета, достигшего скорости звука, Семен Лавочкин; переводчик Аркадий Штейнберг и актриса Нина Архипова.


Ажурный дом сегодня

Дом Бурова до сих пор жилой. Здание признано памятником экспериментального жилищного строительства в стиле ар-деко и включено в перечень объектов культурного наследия народов России регионального значения. После его появления южные республики СССР начали активно использовать бетонный декор в архитектуре своих зданий, что помогло наконец решить проблему перегрева.

Ажурный дом известен и за рубежом — как один из удачных примеров сочетания функциональности и эстетики в архитектуре модернизма.