«В каком-то смысле это уникальный путь»: 3 истории об увлечении электронной музыкой | Город | Time Out

«В каком-то смысле это уникальный путь»: 3 истории об увлечении электронной музыкой

Екатерина Сахарова   18 марта 2024
8 мин
«В каком-то смысле это уникальный путь»: 3 истории об увлечении электронной музыкой
Фото: Дмитрий Ермаков, Денис Поминов, архивы пресс-служб
Вертушки, микшеры, драм-машины и другую аппаратуру сегодня можно увидеть не только на лайвах профессиональных диджеев, но и дома у тех, кто встал за пульт, уже получив основную профессию. Time Out поговорил с людьми, для которых электронная музыка стала больше, чем хобби.

Юля Степанова, медиахудожница, 34 года

Стаж занятий: 5 лет

В детстве я училась в музыкальной школе по классу аккордеона и фортепиано. С тех пор занималась вокалом, проходила разные курсы, связанные с музыкой: по продакшену, диджеингу, позиционированию себя как инди-артиста.

Я росла в небольшом городе в Подмосковье, где мы с друзьями организовывали драм-н-бейс вечеринки. Сначала ходила на них как слушательница, а со временем стала МС: устраивала перформансы из пения и речитатива под диджей-сет. Потом много лет сотрудничала с другими музыкантами как вокалистка и сонграйтер, но не участвовала в продакшене, пока не поняла, что хочу и могу больше времени уделять музыкальному творчеству и быть независимой в этом процессе.

Вначале я ощутила некий порог вхождения: написание музыки стало моим первым опытом создания искусства на компьютере. Мне помогла моя наслушанность и база из музыкальной школы. Я начала с самостоятельных уроков по туториалам на YouTube, а когда решила переключиться на Ableton Live (компьютерная программа для музыкантов. — Прим. ред.), прошла небольшой курс, чтобы сразу понимать функционал софта и опорные точки в работе. У меня есть близкие люди и друзья, которые занимаются продакшеном музыки, поэтому мне было с кем посоветоваться, что тоже важно.

Самая большая задача, на мой взгляд, — найти свой звук: подобрать семплы и плагины, с которыми нравится работать, изучить функционал наиболее используемых инструментов. К тому же я работаю со своим голосом, поэтому мне было важно научиться записывать и обрабатывать его. В каком-то смысле это уникальный путь: есть вещи, которые ни у кого не спросишь, — нужно опираться на собственную наслушанность и эстетические ощущения.

Я придумала себе челлендж: писала и публиковала в соцсетях скетчи на разные темы. Это помогло привыкнуть к процессу продакшена, создать свою рутину и инициировать контакт с аудиторией. Первый трек написала, наверное, за месяц, в процессе показывая его мужу — он консультировал и поддерживал. Хоть мы и близки, поначалу мне было страшно с ним делиться, я тяжело воспринимала критику. Уже позже я стала экспериментировать с разными форматами, выпускать музыку под псевдонимом Night Editor и выступать со своим материалом. До сих пор люблю ломаные ритмы: слушаю как танцевальные жанры — джангл и брейккор, так и более спокойные — даунтемпо, фьюче-гэридж, а также эмбиент и авангардную современную музыку.

Мой путь именно в диджеинге начался, когда я попала на воркшоп под эгидой женского музыкального сообщества «Параллель», который проводили девушки-диджеи из Британии, мекки электронной музыки. Женщины в музыкальной индустрии сталкиваются с предубеждениями и давлением — как и в других профессиях, особенно основанных на использовании технологий. Участие в «Параллели» придало уверенности и веры в себя, помогло увидеть пути развития.

Сейчас я представляю свой материал и диджей-сеты на разных площадках. Участвовала в резиденциях и коллективных выступлениях с другими музыкантами — это был интересный опыт. Горжусь тем, что выступала на одном из крупнейших фестивалей электронной музыки в России, а одна из моих саунд-арт-работ попала на фестиваль современного искусства в Глазго. 

В последнее время переосмысливаю свой музыкальный путь и готовлю новый материал и лайв-программу. В планах создать платформу creative tech для женщин с упором на музыку и медиа-арт, чтобы предоставить возможность для образования, развития и творчества в свободной и этичной среде, в которой девушки будут видимыми.


Михаил Антоненко, оператор-постановщик, 33 года

Стаж занятий: 1,5 года

В детстве я занимался фортепиано — помню, как с сестрой играли в четыре руки. Но из знаний практически ничего не осталось, кроме стишка про название нот и «котят, которые прицепились и бесплатно прокатились». Любовь к электронной музыке проснулась, когда друг позвал меня на концерт одного из ведущих музыкантов фестиваля Burning Man Rebolledo в Mutabor. 

После года знакомства с разными жанровыми направлениями я понял, что тоже хочу писать музыку — она постоянно играла у меня в голове. На первый взгляд все выглядело просто — казалось, стоит только открыть программу, как все само волшебным образом напишется и сыграется. К компьютеру у меня своеобразное отношение: занимаясь музыкой, я стараюсь его максимально избегать — на основной работе его хватает с лихвой. Куда больше меня манят настоящие драм- и басс-машины, синты и модуляры — все эти переключатели так и просят их покрутить, чтобы показать магию звуковых волн.

Я меломан и считаю, что музыка должна вызывать эмоции: если композиция проникает в мое сердце, я ее слушаю, если нет — мимо. Последнее время большая часть моего плейлиста — это разнообразные электронные жанры и музыканты: от медитативных перфомансов Терри Райли до убойных сетов резидентов Monasterio.

Пока я в процессе обучения и только начинаю вникать в тонкости, буквально каждый день открывая для себя что-то новое. В начале пути сложностей было много. Если ты собираешься писать электронную музыку, придется не просто иметь хорошую базу, а становиться композитором, дирижером и при этом одновременно играть на всех инструментах. 

С нетерпением жду, когда мой любимый музыкант Дима Ковязин (Дима, надеюсь ты это читаешь!) откроет набор на свой курс. А пока сам — YouTube, конечно, в этом плане очень помогает. И любимая жена, которая покупает и дарит мне обучающие книги!

Дома скромный набор: драм-машина, семплер, синтезатор и аналог «303» (популярный инструмент для создания электронной музыки. — Прим. ред.). Отдельно треки пока не записываю, все храню на железе. Мне больше нравится играть лайвы, сочинять что-то на ходу, а потом через пару недель начинать сначала, дополнять написанное. Часто по вечерам я играю для жены: говорит, что нравится, и я ей верю. В планах продолжать учиться и написать свой первый трек.


Дарья Вениславичева, PR-директор театра Пространство «Внутри», 33 года

Стаж занятий: около 2,5 лет

Я отучилась три года в музыкальной школе по классу фортепиано, владею акустической гитарой. Окончила журфак и ГИТИС как актриса музыкального театра. После выпуска недолго пела оперу и мюзиклы, но решила не продолжать классическую карьеру, хотя до сих пор иногда участвую в постановках.

В 20 лет у меня была своя поп-рок-группа с живыми инструментами, но я очень хотела делать что-то более сложное и интересное. Примерно тогда же я всерьез увлеклась Radiohead и другими электронщиками и поняла, что мне хочется развиваться в этом направлении. 

Я слушаю разную музыку — от джаз-фанка до синти-попа и чиллвейва. Мне нравится ретроволна, вплетения фолка и сложных ломаных ритмов. Когда типичные гармонические манипуляции перемежаются с неожиданными ходами. Нравятся наслоения и музыкальные оксюмороны, синтез стилей. А еще я очень люблю барочную оперу. В моем плейлисте — от Аллы Пугачевой до Moderat.

Сейчас я выпускаю музыку на платформы под псевдонимом Синтэстетка. Создаю ее в программе Ableton — это один из самых удобных профессиональных софтов. Научиться было непросто, мне очень помогли очные курсы по написанию музыки в школе Антона Маскелиаде. До этого был небольшой опыт звукозаписи в программе Cubase, но он был очень кустарный — получалось создавать только демоверсии треков.  

Свой первый электронный трек я написала за две недели во время учебы. Он инструментальный, называется Resistentia. Мой педагог сказал, что это что-то из разряда high-concept, то есть нечто новаторское. Трек сложный, глитчевый, с нарочитыми помехами, очень импульсивный. Позже он вошел в мой мини-альбом «Баян». Близким композиция понравилась, хотя некоторые ожидали от меня большей попсовости и хитовости. Я писала музыку и для коммерческих проектов: аудиоролики под онлайн-тренировки и медитации для крупной спортивной компании, джинглы для подкастов. 

Сложности связаны в основном с необходимостью сочетать творчество и работу. Иногда банально не хватает сил и времени, но я стараюсь уделять композиторству почти каждый день. Очень удобно быть DIY-артистом, когда весь продакшн делаешь сам. Но здесь важно не скатиться в излишний перфекционизм.

Диджейского пульта у меня нет, для живых сетов я использую программу Ableton, которая идеально для этого подходит, и MIDI-контроллер для создания эффектов. Также подыгрываю себе на клавишах во время пения, пока воспроизводится минусовка.

Летом прошлого года я отыграла пять сетов в Грузии, а 20 марта даю большой концерт в московском Powerhouse. Сейчас выпускаю два фита — впервые на лейбле, который помогает с дистрибуцией. А еще в этом году меня пригласили в главную музыкальную резиденцию мира — OneBeat в США. 

В моих планах выпускать новые треки, выступать в разных городах мира, наращивать прослушивания и делать крутые коллаборации.

выберите открытку

Каролина Росляк
1) Каролина Росляк (1)
Михаил Рубанков
2) Михаил Рубанков (2)
Катя Улитина
3) Катя Улитина (3)
Егор Корягин
4) Егор Корягин (4)

1) Каролина Росляк;

2) Михаил Рубанков;

3) Катя Улитина;

4) Егор Корягин.