Транспорт как достопримечательность: как туристы открывают Москву из окон электросудов и на самокате
Эксперты говорят о росте интереса к «новому городскому туризму», когда путешественники предпочитают погружаться в культуру и повседневность места через малоизвестные районные локации и городской транспорт. А статистика показывает рост мобильности горожан и туристов: в 2024 году общий пассажиропоток в Москве увеличился на 5% — до 17,3 млн поездок по рабочим дням. О том, как средство передвижения становится самостоятельным объектом туристского внимания, спросили специалистов.
Новый городской туризм
«Тенденция последних нескольких лет — “новый городской туризм” (New Urban Tourism). Вместо известных достопримечательностей туристы выбирают экспериментальные кварталы, съемные апартаменты, рестораны “для своих”. И осваивают опыт “погружения” в принимающую культуру, повседневную жизнь местных жителей», — рассказывает Иван Митин, доцент Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ.
По мнению географа, в рамках этого тренда городской транспорт, которым пользуются обычные горожане, становится самостоятельным объектом туристического внимания. Особенно если он необычный — как например, речные электросуда по Москве-реке, или курсировавший по Садовому кольцу в начале 2000-х бардовский «Синий троллейбус».
В Москве можно выделить целые «транспортные» районы. Например, в Щербинке расположен старейший в мире экспериментальный кольцевой ж/д полигон, где испытывали уже популярные «Сапсаны» и «Ласточки», и проходили выставки-форумы Экспо1520.
Как утверждает Константин Трофименко, директор Центра исследований «Умного города» факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, исходя из мирового опыта общественный транспорт подходит для знакомства с городом, но потенциал Москвы еще раскрыт не до конца. Чтобы любоваться урбан-пейзажами, турист должен быть в столице не в первый раз и иметь много личных ассоциаций. Поэтому такой способ знакомства с городом гораздо привлекательнее для самих москвичей.
От метро до МЦД
Ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Борисов считает общественный транспорт важной составляющей туристического маршрута — особенно если человек решает самостоятельно изучать город, не покупая тур.
С точки зрения туриста при первом соприкосновении должны соблюдаться следующие условия. Первое — понятная процедура оплаты проезда: доступный интерфейс и прозрачное билетное меню. Второе — качество подвижного состава и комфортность нахождения в салоне. Третье — степень покрытия системой общественного транспорта территории города. Четвертое — удобство пользования.
«В этом смысле для Москвы метрополитен — это вид транспорта №1: как с точки зрения связи туристических локаций (Китай-город и ВДНХ, “Арбатская” и “Парк Победы”), так и самих станций метро со скульптурами и мозаичными панно, которые любят посещать иностранцы», — добавляет Андрей Борисов.
Виртуальная «Тройка», поезда серии «Москва-2024», плюс восемь станций только за прошлый год, индикаторы загруженности вагонов, — у столицы есть преимущество по многим пунктам.
Железнодорожные проекты Москвы давно обросли экскурсиями. Бюро «Метротур» приглашает на ночь в метро с ретропоездом. Цифровой сервис RUSSPASS предлагает бесплатные маршруты по памятным и новым станциям метро. RUSSPASS Журнал — варианты поездок по МЦК или БКЛ. А новое наземное метро, Московские центральные диаметры, довезет самостоятельных туристов до прежде малодоступных мест: инновационного центра Сколково (МЦД-1), Рогожской слободы (МЦД-2), усадьбы Грачевка (МЦД-3), поселка писателей Переделкино (МЦД-4).
Речные электросуда
«Из всех видов городского транспорта Москвы речной — наиболее досугово-рекреационный. Пассажиры совмещают транспортную функцию с прогулочной: смотреть в окно, наслаждаться видами и заодно узнавать новое о проплываемых мимо достопримечательностях», — замечает Константин Трофименко.
Возрождение регулярных пассажирских перевозок по Москве-реке — эксклюзивная для столицы история. Открытый летом 2023 года первый маршрут связал Киевский вокзал и жилой комплекс «Сердце Столицы», а второй той же осенью — ЗИЛ и парк «Печатники». Готовится к запуску в 2025 году третий маршрут: «Новоспасский — ЗИЛ». Его причалы упростят путь к Новоспасскому монастырю и Крутицкому подворью, Стадиону имени Эдуарда Стрельцова и Симонову монастырю.
За два года речными маршрутами воспользовались более 1,7 млн пассажиров. Прошлым летом на электросудах проезжали около пяти тысяч человек в день. «Зимой, когда о речном судоходстве не может быть и речи, у нас по Москве-реке спокойно ходят электросуда— причем, футуристичные на вид и всегда интересные туристам», — говорит Андрей Борисов.
Дополнительную привлекательность обеспечивают панорамные окна и остекленная крыша, бесплатный Wi-Fi и столики с подсветкой. Более того, пассажирам доступны бесплатные аудиогиды, а нередко и очные экскурсии . Текстовые путеводители можно найти в RUSSPASS. Журнале.
Электробусы и трамваи
Московские электробусы, курсирующие по 200 экологичным маршрутам, чаще воспринимаются как средство передвижения. И статистика это подтверждает — в будние дни на них совершается более 900 тысяч пассажиров. Познакомиться с этим видом транспорта можно с «Метротуром», во время городских «Дней без турникетов», а также самостоятельно — с бесплатным аудиогидом RUSSPASS на старейшем маршруте «Б», или «Букашка» по Садовому кольцу.
Трамваи, которые охватывают 35 маршрутов, ежедневно перевозят около 750 тысяч пассажиров. Они неразрывно связаны с историей города.
«Строгино можно было бы назвать “самым трамвайным” районом Москвы — здесь рельсовая сеть пронизывает всю территорию, а до продления Арбатско-Покровской линии метро трамвай был основным средством связи с метро “Щукинская”, да и всей Москвой. Еще один пример — Тимирязевский, где кондуктором трамвая когда-то служил Константин Паустовский и сохранился чугунный павильон трамвайной остановки — достопримечательность района», — замечает Иван Митин.
Одними из первых в столице стали проводить экскурсии на трамвае гиды компании «Глазами инженера». Как рассказывает руководитель экскурсионного отдела Виктория Фролкова, в первую очередь их интересовала архитектура, поэтому первый маршрут в 2019 году проходил через памятники советского модернизма — начинался от цирка на проспекте Вернадского и следовал до Даниловского рынка. Группу всегда сопровождал технический ассистент, чтобы никто не потерялся, а использование индивидуальных радиогидов помогало не мешать основным пассажирам.
На время реконструкции трамвайных путей такие экскурсии положили на полку, а во время «Фестиваля модернизма» весной 2025 года — возродили. Все билеты на «Трамвайный модернизм. История совмода и трамвайного движения» раскупили.
Гид-переводчик Мария Махерина нередко советует своим гостям прокатиться на трамвае №39 — его часто называют самым ярким и живописным маршрутом. В поездке от метро «Чистые пруды» до «Университета» можно послушать бесплатный аудиогид от RUSSPASS.
Да и сами москвичи видят в трамваях туристическую ценность: Юлия Леденева, одна из победителей конкурса «Покажи Москву!», создала спектакль-променад «Трамвал» по маршруту «А», или легендарной «Аннушке», а Марина Чусова — путешествие по маршруту №26.
Каршеринг и не только
В городской транспорт входят сервисы и по аренде автомобилей, и средств индивидуальной мобильности. По мнению экспертов, иностранным туристам разобраться в работе приложения может быть сложно, поэтому они сделают выбор в пользу такси. А для российских пользователей, особенно имеющих похожие варианты в своих городах, — это удобный способ путешествовать.
По статистике за 2024 год, автомобили каршеринга в Москве перевозили 250 тысяч пассажиров в день. Из окон машины можно увидеть достопримечательности вдоль главных магистралей города. И маршрут построить произвольно — например, проехав с RUSSPASS по московским мостам, главным панорамам, киноместам.
«Но людей без водительского удостоверения больше. У самокатов, с их упрощенным функционалом, шире охват аудитории — как среди москвичей, так и туристов», — дополняет Андрей Борисов. По данным столичных сервисов аренды электросамокатов, электросамокатами пользуются 5 млн зарегистрированных пользователей. А на начало нового сезона 2025 года доступно 60 тысяч электросамокатов.
«Самокатчик — это по сути ускоренный при помощи девайса пешеход. И если у него есть цель не просто идти, а любоваться окружающими зданиями и узнавать что-то новое, то он в любом случае будет это делать», — говорит Константин Трофименко.
Московские институции включают электросамокаты в свою программу: например, Музей Москвы прошлой «Ночью в музее» проводил экскурсию от метро «Парк культуры» до Храма Христа Спасителя, а летом — экспедиции в Капотню.
Также с наступлением тепла становится востребованными и велосипеды — городской сервис «Велобайк» и другие операторы разместили этой весной более 20 тысяч экземпляров. По их данным, велопрокатом пользуется 1,9 млн человек. Велосипедные экскурсии разрабатывают сами горожане — например, по усадьбам юго-востока,Теплостанской возвышенности, вдоль канала имени Москвы.
Гид Петр Посмаков согласен с тем, что поездка на самокате или велосипеде — удобный способ открывать город, поскольку можно увидеть огромное количество памятников за короткий промежуток времени: «Как-нибудь летом встаньте в 3-4 часа утра и покатайтесь по пустой Москве. Желательно в ночь с воскресенья на понедельник, когда все готовятся к работе. У вас будет невероятное ощущение, что город принадлежит только вам».