От молельни Распутина до места, где родился роман о дьяволе: история квартиры Булгакова на Большой Пироговской
Если у вас на примете есть место, о котором хотелось бы рассказать, напишите нам в Telegram-канал. Мы обязательно рассмотрим ваши предложения, а пока возвращаемся ко второй квартире писателя.
Молельня Распутина и Жилищник Хамовников

Сегодня дом 35А на Большой Пироговской — один из корпусов Музея М. А. Булгакова. Неофициально его называют «хорошей» квартирой писателя, хотя именно здесь Михаил Булгаков жил в годы отмены, здесь создавал произведения об Адаме и Еве, о Боге и Дьяволе, и опять-таки здесь разгорелся пожар. А еще сравнительно недавно тут располагался Жилищник района Хамовники. Казалось бы, дом всегда был окутан мистикой — и вот почему.
Здание, построенное в 1862 году для купца Ивана Решетникова, было одновременно двухэтажным и трехэтажным: корпус состоял из двух домов с общей стеной. По приезду в Москву в одной из комнат на третьем этаже часто останавливался Григорий Распутин — кто-то даже называл это место его штаб-квартирой и молельной.
После революции от роскошного особняка потомкам семьи Решетниковых осталась лишь одна комната все на том же третьем этаже. В 1920-х годах советская власть приступила к частичной перестройке здания, планируя превратить его в коммунальные квартиры. Занялся этим архитектор Адольф Францевич Стуй, которому в качестве оплаты разрешили сдавать комнаты внаем.
Первая квартира Булгакова в Москве

Сын священника и врач Михаил Булгаков приехал в Москву в 1921 году в надежде построить карьеру писателя. Его план оправдался, но по пути ему пришлось расстаться с парой жен. Первую большую любовь Булгакова Татьяну Лаппу сменила дочь дипломата, балерина из Парижа Любовь Белозерская. О романе столица заговорила в 1924 году, а в 1925 пара официально оформила брак. После этого карьера Булгакова пошла в гору. «Белая гвардия», «Собачье сердце», «Роковые яйца» — уже в 1927 году Булгаков может позволить себе арендовать трехкомнатную квартиру в доме на Большой Пироговской. Однако за яркими успехами последовала черная полоса.
Год катастрофы, новая пассия и пожар

Считается, что роман «Мастер и Маргарита» стал источником бед и мистики в жизни писателя. Работу над ним Булгаков начал в 1928 году, а уже к 1929-му проявились загадочные последствия: театры начались снимать с репертуара пьесы «Дни Турбиных», «Зойкина квартира» и «Багровый остров», работы «Бег» и «Кабала святош» никак не проходили цензуру, в газетах Булгакова называли «литературным уборщиком».
Но, как известно, если не везет с деньгами, везет в любви. В разгар года катастроф Михаил познакомился с одним из прототипов Маргариты — Еленой Шиловской. Будучи замужем за военным деятелем Евгением Шиловским, она вступила в тайную связь с писателем. Позже Булгаков посвятил их отношениям пьесу «Адам и Ева» — в ней даже есть сцена, в которой бывший муж Елены будто бы узнает правду и хочет застрелить автора.

В 1930 году, под диктовку Булгакова, Елена печатает его знаменитое письмо правительству СССР, в котором он признавался, что сжег роман о дьяволе, и просил выслать из страны. Ответ не заставил себя ждать: через несколько недель сам Сталин позвонил писателю и намекнул на возможность устроиться в МХАТ.
В 1932 году и Михаил, и Елена развелись и смогли оформить отношения. Елена стала музой писателя до конца его жизни. Благодаря ее усилиям многие произведения, включая «Мастер и Маргарита», увидели свет.
Кстати, по иронии судьбы, в один из дней 1934 года, когда Булгаков диктовал жене сцену пожара в квартире Берлиоза, их квартира тоже внезапно загорелась. Еще одно мистическое событие ознаменовало последний год жизни писателя в этом доме.
После Булгакова

В период с 1959 по 1961 год дом пережил очередную реконструкцию, после которой полностью потерял прежний вид и стал шестиэтажным. От квартиры писателя, в которой он прожил дольше всего, тоже почти ничего не осталось — в планировке сохранился только кабинет. Однако в 2016 году помещения на первом этаже были переданы Музею М. А. Булгакова, после чего он открылся всего на неделю, и следом стартовала еще одна реконструкция. В ходе работ планировку частично восстановили, вернули заложенный арочный вход и деревянные рамы на окна. Чтобы труды не были напрасны, пространству присудили статус объекта культурного наследия. Мемориальная квартира с постоянной экспозицией открылась только в конце 2021 года, а спустя два года она снова закрылась на ремонт. Мистика.
Совсем недавно музей вновь стал доступен для посетителей. Теперь гости могут пройтись по коридору, где звучат хроникальные записи, посидеть в кабинете автора за одним из пяти специально сконструированных столов и изучить по годам редакции «Мастера и Маргариты» или карту Москвы со всеми булгаковскими достопримечательностями.