«Когда мне надо писать сценарий, я еду в Абхазию»: интервью с победителем фестиваля «Дух огня» Науром Гармелией | Арт | Time Out

«Когда мне надо писать сценарий, я еду в Абхазию»: интервью с победителем фестиваля «Дух огня» Науром Гармелией

Екатерина Сахарова   27 марта 2024
3 мин
«Когда мне надо писать сценарий, я еду в Абхазию»: интервью с победителем фестиваля «Дух огня» Науром Гармелией
Фото: Геннадий Авраменко, архив пресс-службы
В Ханты-Мансийске завершился XXII фестиваль кинодебютов «Дух огня». Победитель российского конкурса — драма «Последняя цена» Наура Гармелии о семье, которая живет в полузаброшенном абхазском городке и пытается заработать, продавая фундук. Лента получила главный приз «Золотая тайга» имени Сергея Соловьева за лучший отечественный дебютный фильм и три других награды. Time Out поговорил с режиссером о его картине, орехах и уверенности в себе.

Наур, как родился этот сценарий?

Кадр из фильма «Последняя цена» (реж. Наур Гармелия)

Я написал его буквально за месяц еще в 2017 году, будучи в Абхазии. Мне захотелось рассказать историю о семье, которая живет в большом пятиэтажном доме. Я искал объекты для своего дипломного фильма и случайно нашел в горах огромный дом, в котором жила одна женщина. Я подумал, что было бы интересно рассказать об этом.

В конце концов мы подали сценарий от студии «Ленфильм» и получили финансирование от министерства культуры. Некоторые ресурсы я предоставил сам: например, часть реквизита из села, в котором живут мои родители.


Как возникла история об орехах? Где вы нашли столько фундука?

Кадр из фильма «Последняя цена» (реж. Наур Гармелия)

На самом деле сюжет близок к реальности: я собирал его из рассказов и из того, что видел сам. Орехи в Абхазии были важной частью сельского хозяйства, страна буквально жила за их счет, они были как доллар на бирже. Ореховые плантации раньше были у всех, но сейчас это уже не так актуально.

Фундука в Абхазии полно, так что проблем не было. Кстати, я с детства не очень люблю орехи (заработал на них язву желудка) — их ела съемочная группа.


Что оказалось самым сложным в процессе съемок?

Кадр из фильма «Последняя цена» (реж. Наур Гармелия)

У нас было ограниченное количество смен, поэтому уложиться в съемочный период оказалось сложно. В результате мы отсняли все за 22 дня и ни на долю не отошли от плана. Мы понимали, что времени на какие-то крайне необычные кадры у нас просто не будет, поэтому максимально подготовились в период препродакшена. Я изначально искал группу, которая будет очень заряжена, и не прогадал с выбором.


Все артисты, которые заняты в картине, — профессиональные актеры? 

Кадр из фильма «Последняя цена» (реж. Наур Гармелия)

Василий Щипицын, Юлия Шубарева и ребята-подростки — петербургские актеры. Абхазских артистов мы пригласили из местных театров. Исключением стали эпизодические роли — их сыграли обычные люди.


Сложно ли было работать с детьми?

Работать с детьми мне проще, чем со взрослыми: я быстро нахожу с ними общий язык. К тому же они более гибкие, чем артисты, которые играют в театре и привыкли делать одно и то же изо дня в день.


Чем вы вдохновлялись, снимая свою картину? К какому жанру вы ее относите?

Кадр из фильма «Последняя цена» (реж. Наур Гармелия)

Это драма, перетекающая в современный истерн, которого, возможно, в России сейчас не существует. Конкретных референсов у меня не было. Возможно, в визуальной части есть нечто схожее с фильмом «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы.


Вы предполагали, что ваша картина возьмет столько призов?

Думал, что мы точно что-нибудь получим. Я всегда уверен в себе.


Вы планируете снимать кино в Абхазии? Где вы сейчас живете и работаете?

Кадр из фильма «Последняя цена» (реж. Наур Гармелия)

Конкретной задачи нет, но к абхазской теме буду периодически возвращаться: я родился там, но я российский режиссер. Планы уже есть, но говорить о них пока не могу. 

Живу я в Санкт-Петербурге, но, когда надо писать сценарий, я отправляюсь в Абхазию. Да и вообще, вместо того, чтобы поехать отдыхать, например, на Мальдивы, я всегда еду к родителям.