Евгения Дмитриева: «Наша профессия не может иметь ученую степень» | Кино | Time Out

Евгения Дмитриева: «Наша профессия не может иметь ученую степень»

  7 сентября 2023
10 мин
Евгения Дмитриева: «Наша профессия не может иметь ученую степень»
Фото: Андрей Мотацинский
Маргарита Тихоновна из «Библиотекаря», мама Горшка в сериале «КиШ», Азалия Викторовна из «Зазы» — все это роли Евгении, которая рассказала Time Out, как выбирала первые роли, почему до сих пор не чувствует себя звездой и что ей дает преподавание.

Вы всегда много снимались, но сейчас, кажется, проекты становятся с каждым разом более заметными. В «Библиотекаре» ваша героиня и вовсе выходит на первый план. Так и было задумано с самого начала или Маргарита Тихоновна слегка распоясалась?

Конечно, так было задумано изначально. Да, у Ефремова главная роль, но и Маргарита Тихоновна — важный персонаж. Перед съемками мы ночами вычитывали сценарий вместе с Никитой, режиссером Игорем Твердохлебовым и нашим автором Александром Грязиным. Прорабатывали от начала до конца каждую серию, изучали героев, чтобы понять, в каком направлении их следует вести. Но мы точно не спорили, чей персонаж главнее. Да так и не бывает.

Чем для вас стал «Библиотекарь»?

Сериал нравится зрителям — это здорово. У всей съемочной команды остались хорошие воспоминания о работе. Мы все мгновенно сдружились: спелись всей читальней, вместе ходили на обеденные перерывы, болтали, шутили. Нам очень хотелось, чтобы проект получился интересным, но предугадать такой успех мы не могли. Я боялась, что зрители запутаются в сюжетных перипетиях, в этих всех книгах. В итоге вроде получилось здорово, я очень этому рада. В «Библиотекаре» я попробовала себя в новом качестве, зашла на территории, на которые раньше никогда не заходила.

Понимаете, для актера важен процесс, а не результат. Выстрелил, не выстрелил — я неизбалованная этим артистка, хотя всегда стараюсь делать свою работу честно, искренне. Но такая реакция от коллег, друзей, бывших и нынешних студентов невероятно приятна. Сейчас понимаю — все было не зря.

Кстати, уже вышли первые эпизоды «Крутой перемены» о незадачливом учителе литературы, которому приходится устроиться работать и в школу, и в колонию. И вы снова там снялись с Ефремовым. Какой из Никиты получился учитель?

Я пока не видела сериал, и мы с Никитой почти не пересекались на съемках, так что вы сами все увидите.

В нулевых вы активно снимались в мелодрамах, многие помнят вас, например, по «Трем полуграциям». Как вы выбирали роли?

А вы думаете, я их выбирала? По большей части я играла там, где предлагали. От чего-то отказывалась по разным причинам, но в целом выбор был невелик. Больших драматических ролей, как в «Библиотекаре», мне, начинающей 30-летней актрисе, еще не давали. Да и хотелось тогда не этого, хотелось больше про любовь. А сейчас сложилось все: и опыт, и возраст — я рада, что мне прилетел «Библиотекарь». Это было безумно интересно.

Какие фильмы или сериалы запомнились вам больше всего из тех полутора сотен, в которых вы появлялись?

Полторы сотни? Даже немножко страшно, сколько я настрогала. Но вспоминаются, конечно, необычные для меня роли, которые были в «Зазе», в «Крике совы», в «Девочке», в «Бэби-туре». «Библиотекарь» тоже, конечно, входит в этот список.

Когда у вас появилось первое ощущение, что карьера пошла в гору? Это началось с мелодрамы «Заза», за которую вы получили три премии? Или, может, еще в театре?

Да у меня до сих пор нет такого ощущения. Во-первых, «Заза» принесла несколько премий, но после нее я долго не получала ролей похожего уровня и глубины. Я не знаю, все мы живем в таком ощущении или только я, но ведь постоянно думаешь: «Сейчас все поймут, что король-то голый». Помните, как в «Рабе любви» Калягин говорил: «Это будет моя самая плохая фильма»? Вот и я живу в ощущении, что все может быстро закончиться. И мне кажется, не я одна.

Кадр из фильма «Заза»

Тогда добавим немного статистики: в 2022 году у вас вышло семь проектов, в этом году — четыре, запланирован как минимум еще один. Как вы все успеваете?

Ну понимаете, объемы же разные. В «Крутой перемене», например, у меня было всего два съемочных дня. Для сравнения: в «Библиотекаре» я была занята почти целое лето и даже отказалась от нескольких проектов. Но большинство названных вами ролей не такие объемные — иначе я бы ничего и не успела. Я же человек.

Вместе с тем вы еще преподаете во МХАТе, у вас двое детей, вы доцент, в конце концов!

Честно говоря, от звания я отказывалась, это мне в Щепкинском присвоили. Я-то не считаю, что наша профессия может иметь научную степень. И преподавание я бросала: когда уходила из Щепкинского училища, пообещала себе, что больше не буду этим заниматься. Но спустя некоторое время мне предложили работу во МХАТе. В итоге я подумала-подумала и согласилась. В конце концов, преподавание — мой личный тренинг, ведь не только я учу студентов, но и учусь у них.

Одним из ваших учеников был Юра Борисов — пожалуй, один из самых востребованных российских актеров. В чем заключается его феномен? Много вы видите потенциальных звезд среди учащихся?

Сразу стало понятно, что он невероятно талантлив, но, как на самом деле сложится актерская судьба, предугадать невозможно. Это ведь к тому же не от одной одаренности зависит. Иной раз приходит новый набор, думаешь: «Вот же талантливая девочка — может быть, станет звездой». А уже зимой — отчисление. Значит, ошиблась. Но Юра действительно замечательный.

Вы принимаете участие в наборе студентов? Это, наверное, тяжело?

Это катастрофически сложно. Но преподавать и участвовать в отборе студентов я стала не сразу. Сначала сама четыре года училась у великого педагога Риммы Гавриловны Солнцевой, а потом столько же работала ее ассистентом — по ту стороны баррикад. Причем у меня не было желания преподавать, это она предложила. Ну а я девочка послушная — взяла и осталась. Как видите, до сих пор работаю.

Вы ведь еще и благотворительным фондам помогаете. Как вышло, что стали принимать участие в фестивале «Я не один»?

Сам проект придумал Юрий Тхагалегов, и его идея была сделать детский театральный фестиваль с участием ребят из детских домов.

Я влилась не сразу — к тому моменту уже было проведено одно мероприятие, набраны подопечные, сыграны спектакли. Когда шла подготовка ко второму, меня позвали Женя Беркович и Мариэтта Цигаль-Полищук. Я поговорила с ними и познакомила их со своим мужем Володей (актер Владимир Киммельман. — Прим. ред.). Он тогда руководил подростковой студией и прекрасно ладил с детьми. Мы присоединились к Жене и Мариэтте и, надеюсь, были полезны.

А почему это мероприятие проводится именно для ребят из приютов?

Сначала идея заключалась в том, чтобы расширить диапазон профессий, которые могут освоить выпускники детских домов. Обычно это что? Маляр, штукатур, швея, парикмахер… Женя и Мариэтта отбирали творческих детей из приютов, чтобы дать шанс попробовать себя еще и в других профессиях. Хотели показать, что это вполне реально. 

А дальше идея немного трансформировалась: «Я не один» помог ребятам постарше познакомиться со своими будущими опекунами. В итоге за два фестиваля тринадцать подростков обрели новый дом. Планировался и третий — на него даже был получен грант, но началась пандемия, поэтому все отложилось на неопределенный срок.

Фото: соцсети Евгении Дмитриевой

А как все происходит? Дети принимают участие в фестивале, взрослые приходят посмотреть и знакомятся с ними, правильно?

Да, именно так! Здесь еще вот что важно: люди охотно берут в семью маленького ребенка, в то время как подросткам, уже сложившимся личностям, найти родителей куда сложнее. А им ведь очень нужна семья, как и всем, и в любом возрасте — в нашем фестивале дети видят шанс реализовать свою мечту.

С другой стороны, не все взрослые имеют ресурс растить и воспитывать малыша, им мы тоже даем возможность встретить «своего» ребенка — который повзрослее.

Делая такой фестиваль, задумывались ли вы, что кто-то, как Женя Беркович, например, станет матерью или отцом для приемных подростков?

Нет, никто об этом даже не задумывался. Когда мы начинали работать, я была беременна Марусей, моим вторым ребенком. И вообще не могла себе такого представить.

Я очень хорошо помню на фестивале Киру, будущую приемную дочь Жени, которую, по-моему, к тому моменту уже дважды возвращали в приют. Это была маленькая девочка, с трудом идущая на контакт и многое воспринимавшая в штыки, — еще бы, такая судьба. Женя же не сразу взяла их с Аней. Девочки попали к приемной маме, но та заболела, и их снова должны были вернуть в детский дом.

Женя — человек необъятной души, таких почти не бывает. Пока мы расстраивались и думали, как поддержать Киру, Женя, которая никогда не собиралась становиться опекуном, говорила, что не способна на это, внезапно решилась. Она просто не могла себе представить, что Кира опять окажется в приюте.

Невозможно представить, что в такой маленькой и хрупкой Жене такое огромное сердце. Кто еще способен так среагировать? Она приняла решение в одночасье.

Фото: соцсети Евгении Дмитриевой

Я зачитывалась ее постами про девчонок, про все сложности, про полный отказ от вредных привычек — ради детей она взяла на себя огромную ответственность.

Комментаторы, которые обвиняют Женю в фальши, ее совершенно не знают. А я ее знаю. И знаю, сколько пришлось вынести ради этих двух подростков. Поэтому, честно говоря, негодованию моему нет предела.

Ты поди воспитай и прокорми двух приемных девочек… Мало кто способен на такое. Пока Женя была рядом, она помогала им психологически, нанимала репетиторов — работала только для девочек. Дети же не цветочки в горшочке, им всегда нужна помощь, внимание. И по сравнению с тем состоянием, в котором пребывали Кира и Аня до того, как попали под опеку Жени, какими они были и какими стали, — это небо и земля.

К тому же, когда Женя приняла решение удочерить девочек, она лишилась пособий и прочих льгот. Разве это похоже на желание нажиться? Размах души и человечность Жени не описать словами.

Она творческий человек, у нее почти не было времени на себя. Детям ведь не важно, был ли у тебя спектакль или репетиция, они всегда ждут маму. Женя так и жила. За это я ее безумно уважаю, я точно не способна на такой подвиг.

Сейчас девчонки у мужа Жени?

Да, им помогает Мариэтта Цигаль-Полищук. Но, понимаете, они вновь лишились мамы. Она только-только у них появилась, и ее снова нет. Я не могу представить, что сейчас чувствуют Кира и Аня.

Говоря о несправедливости, в частности, о злых комментариях, я всегда думаю, что может сделать нас добрее. Посоветуйте, пожалуйста, три фильма или спектакля, которые всем сегодня стоит посмотреть.

Ой, а можно лучше книги? Три детские книги, которые меня потрясли до глубины души, авторства норвежской писательницы Марии Парр, которую называют «новой Астрид Линдгрен»: «Вратарь и море», «Вафельное сердце» и «Тоня Глиммердал». Это потрясающая, пронзительная литература, где главные герои — дети. Но я бы посоветовала прочитать эти книги всем. Не знаю, может ли помочь искусство стать добрее, но встревожить человека, сделать так, чтобы он задумался над чем-то, оно точно может. Так складывается личность.

Фото: соцсети Евгении Дмитриевой

выберите открытку

Каролина Росляк
1) Каролина Росляк (1)
Михаил Рубанков
2) Михаил Рубанков (2)
Катя Улитина
3) Катя Улитина (3)
Егор Корягин
4) Егор Корягин (4)

1) Каролина Росляк;

2) Михаил Рубанков;

3) Катя Улитина;

4) Егор Корягин.