Феминистические романы Вирджинии Вулф впервые появятся в аудиоформате | Город | Time Out

Феминистические романы Вирджинии Вулф впервые появятся в аудиоформате

  5 августа 2021
5 мин
Феминистические романы Вирджинии Вулф впервые появятся в аудиоформате
Фото: Depositphotos

В преддверии 140-летия со дня рождения Вирджинии Вулф международный сервис Storytel выпускает масштабный издательский проект: впервые за долгое время аудиокниги великой британской писательницы выходят на рынке лицензионной аудиопродукции в России. Вся глубина новаторских романов Вулф будет передана голосами известных российских актрис театра и кино, среди которых Юлия Ауг, Юлия Рутберг, Ольга Кабо и другие.


Анастасия Завозова, главный редактор Storytel: «Поскольку язык романов Вулф — это всегда многомерная, нелинейная структура, мы решили, что эти романы должны не прочитать, а сыграть три уникально талантливых русских актрисы. Это своего рода аудиоперформанс, который, как мы надеемся, поможет слушателям лучше и полнее понять творчество Вулф».

К 25 января 2022 года в приложении появятся шесть шедевров модернистской литературы:

  • В августе 2021 года вышла первая аудиокнига — сатирический роман «Орландо» (1928 год);
  • В сентябре 2021 года будет опубликован один из самых известных романов Вулф «Миссис Дэллоуэй» (1925 год);
  • В октябре 2021 года выйдет самый сложный по конструкции роман «Волны» (1931 год);
  • Далее будет выпущено по одному роману каждый месяц.

«В романах Вирджинии Вулф отразилась сама надломленность, бесструктурность времени после Первой мировой войны, которое пришло на смену солидному, плотному викторианству и его устойчивым, понятным историям. Язык и стиль Вулф, которые очень обдуманно переданы в ставших уже классическими переводах Елены Суриц, это ее попытка фиксировать не некое течение сюжета, а течение самой жизни в нескольких измерениях разом. Вулф пишет сценами-фотокарточками, куда вмещается и воздух, и поток мыслей, и летний день, и шум волн, — быстрыми, рельефными слепками самого бытия. И благодаря тому, что ее язык во многом опирается на удивительную осязаемость и какую-то чувственную сторону читательского восприятия, ее книги не устарели и сто лет спустя, а некоторые — как, например, “Орландо”, сложноустроенное высказывание на тему текучести, зыбкости любых гендерных установок — внезапно становятся вдвойне актуальными», — комментирует Анастасия Завозова.

Актриса Юлия Рутберг, озвучившая «Миссис Дэллоуэй», делится впечатлениями:

«Я с удовольствием принимаю участие в записи аудиокниг, потому что для актера это роскошная возможность почувствовать себя музыкальным инструментом, иногда даже и оркестром. Когда ты читаешь за всех персонажей, у тебя кто-то скрипка, кто-то альт, кто-то контрабас, кто-то виолончель, а вдруг появляется флейта или гобой.

Я вступаю в соавторство с Вирджинией Вулф, дивной женщиной, дивным автором. Мне кажется, что если люди слушают, как читаю я, то это одно прочтение, а если будет читать другой актер, например мужчина, то это будет совершенно другое прочтение».

Юлия Ауг во время записи

«Орландо» 

Уникальный, гротескный роман о путешествиях сквозь время и пространство, о любви к книгам, о женском и мужском стал одним из самых популярных среди произведений Вирджинии Вулф.

Опубликованный в 1928 году роман «Орландо» называли самым длинным и самым восхитительным любовным письмом в истории литературы, ведь он посвящен писательнице Вите Сэквилл-Уэст — женщине, которую Вирджиния Вулф боготворила и которая стала прообразом главного героя книги.

Орландо — молодой аристократ в Англии елизаветинских времен, который путешествует по странам и разным векам, меняя расу и пол. Однако в любом обличье, в любом веке главное для Орландо — это творчество, и во время своих путешествий он/она встречается с писателями прошлого.

Таким образом перед читателями разворачивается история английской литературы в прихотливом, сатирическом изложении.

Этот многоплановый роман, сочетающий в себе множество литературных стилей, оказал огромное влияние на литературу всего ХХ века. Настоящий шедевр модернистской литературы — теперь в блистательном прочтении Юлии Ауг.

«Миссис Дэллоуэй»

Этот роман считают вершиной творчества Вирджинии Вулф, а его первую фразу — «Миссис Дэллоуэй сказала, что сама купит цветы» — самым запоминающимся и элегантным началом в истории литературы. «Миссис Дэллоуэй» была опубликована в 1925 году, и ее с самого начала стали называть женским ответом классическому образцу литературы модернизма — «Улиссу» Джеймса Джойса.

События романа разворачиваются на протяжении одного июньского дня 1923 года: главная героиня, Кларисса Дэллоуэй, готовится к вечернему приему гостей, вспоминает о былых временах, волнуется и размышляет о будущем. «Поток сознания», фирменная техника писательницы, погружает читателя в состояние потока и помогает тонко обрисовать характеры многочисленных персонажей.

Одна из ключевых тем повествования — переживание опыта Первой мировой войны, разделившего жизни людей на до и после, но Вулф, кроме этого, затрагивает темы феминизма, душевных заболеваний, травмы и гомосексуальности.

Вашему вниманию представляется тонкая, увлекательная и глубокая книга, настоящий шедевр модернистской литературы — теперь в блистательном прочтении Юлии Рутберг.

«Волны» 

В этом произведении Вирджиния Вулф, великая английская писательница начала ХХ века, опередила свое время: тонкий психологизм и необычный стиль романа делают его истинным шедевром мировой литературы. В «Волнах» в наибольшей степени проявилось мастерство Вулф, экспериментировавшей со стилями и техниками письма.

Действие романа, опубликованного в 1931 году, разворачивается на английском побережье. Под неумолчный плеск волн мы наблюдаем за тремя мужчинами и тремя женщинами, которые пытаются пережить смерть своего друга, и погружаемся в их внутренние монологи.

Вулф тонко и проницательно описывает переживания своих персонажей, поток их мыслей и череду эмоций. Голоса героев сливаются в единый гармоничный хор и перемежаются только небольшими интерлюдиями, написанными от третьего лица. «Волны» размывают границу между поэзией и прозой.

Читая Вирджинию Вулф, мы неизбежно заглядываем внутрь себя, и элегантная меланхолия и глубокая человечность ее письма отзываются в каждом из нас. Экспериментальный шедевр модернистской литературы — теперь в блистательном прочтении Ольги Кабо.