Разговор с экспертом: Что такое концепция Fashion mindfulness и как связаны экология, мода и осознанное потребление | Мода и Красота | Time Out
Мода и Красота

Разговор с экспертом: Что такое концепция Fashion mindfulness и как связаны экология, мода и осознанное потребление

20 августа 2021
5 мин
Разговор с экспертом: Что такое концепция Fashion mindfulness и как связаны экология, мода и осознанное потребление

Петр Коваленко (один из ведущих экспертов в России в области Fashion retail, сооснователь сети аутлетов OFFPRICE) рассказал Time Out об осознанности, концепции Fashion mindfulness и экологии потребления.


Осознанное потребление сейчас – один из самых активно развивающихся трендов. Какова mindfulness-интерпретация в моде?

Я думаю, что осознанное потребление позволяет самостоятельно выстраивать свою жизнь, ее модерировать, а не просто реагировать на обстоятельства. Суть Fashion mindfulness – одежда играет важную роль с точки зрения самовосприятия и коммуникации с окружающим миром, поэтому к ее выбору необходимо относиться осознанно. Одежда способна сообщить о нас многое: бэкграунд, кругозор, вкус, образ жизни, личные ценности. По сути, образ человека – это мини-рассказ, а в современном мире важно уметь презентовать интересные и аутентичные истории о себе. Концепция Fashion mindfulness происходит из Fashion psychology (психологии стиля), которая ставит конечной целью научить людей осознанному выбору, приобретению и потреблению предметов одежды.

Можете привести конкретный пример Fashion mindfulness?

Стиль формируется внутри человека. И не только отражает его внутренний мир, но и влияет на него. Поэтому каждому из нас важно понять собственный психотип, копнуть поглубже и определить личные ценности и цели. Они будут отражаться в образах в зависимости от жизненных ситуаций и окружения. Каждому психологически здоровому человеку важно, чтобы, с одной стороны, ему было комфортно, с другой — чтобы его воспринимали окружающие в выгодном свете. Приведу пример. Две близняшки-сестры, абсолютно одинаковые во всем, но одна – экстраверт, а вторая – интроверт. Им нужна разная одежда. В этом и кроется проблема, когда родители одевают двух сестер одинаково: и одной комфортно, а второй – нет. Мало кто об этом задумывается, но это так.

Понимая свой психотип, его можно интерпретировать в конкретные стилистические решения, подобрать индивидуальный набор одежды, скомплектованный образ условно для девочки интроверта, и для девочки экстраверта. Они будут разными. Другой пример: в офисе наш образ посылает различные сигналы – для руководства, подчиненных, коллег, клиентов. И мы можем выбирать, что именно хотим сказать: быть более незаметными при необходимости, или наоборот – ярко выделяться.

В современной повестке много размышлений о том, что консьюмеризм приобретает более и более уродливые формы. Что вы думаете об этом?

В обществе потребления нормально было покупать одежду «на автомате», чтобы испытать кратковременное удовольствие или заглушить какие-то негативные эмоции. Сейчас потихоньку мы приходим к экологической осознанности и практичности в моде: вещи из гардероба, которые нравятся, подходят и наполняют позитивными эмоциями, не нуждаются в ежемесячной замене. Они носятся с удовольствием продолжительное время, то есть имеют эмоциональную ценность и долговечность. Если же в шкафу разрозненный набор одежды, который непонятно как сочетать, то это вызывает стресс и дальнейшие спонтанные покупки. Фактически, это вредная привычка.

Какие приемы сейчас используют бренды, чтобы стать более эко и как повысить нашу бытовую экологичность?

Для брендов это большой комплексный вопрос: производство из тканей, необработанных пестицидами, и recycling, и использование материалов из возобновляемых источников, например, грибов. Мы в обычной жизни можем покупать меньше, выбирать сервисы по стирке одежды, где экономится стиральный порошок, вода и химикаты, не пренебрегать секонд-хендами – в них одежда продолжает жить дальше. Можно также передавать вещи друзьям или продавать их, в том числе с благими целями.

Как носить вещи экологично для себя и для окружающей среды?

Чтобы носить вещи экологично, во-первых, вам должно быть в них комфортно – это самое главное. Во-вторых, одежда должна быть «про вас», представлять без слов. Когда знаешь, что тебе подходит, украшает, помогает создать правильные коммуникации, то чувствуешь себя счастливым. Для экологии это тоже полезно – довольные жизнью и собой люди совершают меньше стихийных покупок, на производство которых тратятся различные ресурсы.

Верите, что вещи обладают определенной энергией?

Конечно обладают. Более того, любимые вещи способны влиять на наше настроение, уровень энергии, поведение. Психология стиля как раз изучает взаимозависимость: что движет человеком при выборе одежды и как это отражается, когда он ее носит. Не только мы формируем личный стиль, но и стиль формирует нас.

Вы много говорите, что нужно выражать себя через одежду, а для этого узнать и определиться с персональным стилем. С чего начать человеку, который никогда этим не занимался?

Вариантов много, но если нужно быстрое и профессиональное решение, то – максимально честно пройти созданный нами вместе с экспертами моды и психологами тест. Он за десять минут позволит определить личный психотип и в будущем сэкономить кучу времени на выборе одежды, поможет наконец перестать покупать неподходящие вещи. Психология – первый шаг к тому, чтобы вы могли управлять своим гардеробом и эмоциями, получаемыми от него.

Возможно есть какие-то книги, фильмы про осознанность в моде? На что стоит обратить внимание?

Я советую посмотреть фильмы про величайших дизайнеров, например, Мартэна Маржела, Стива Маккуина, феномен Коко Шанель и так далее. Все гении мира моды очень четко и глубоко понимали своих гостей, дух времени и делали людей счастливыми своей одеждой.