Санитары, космос, zoom: церемония награждения анимационной премии «Икар»-2020 | Кино | Time Out

Санитары, космос, zoom: церемония награждения анимационной премии «Икар»-2020

Анна Городищ   10 сентября 2020
10 мин
Санитары, космос, zoom: церемония награждения анимационной премии «Икар»-2020
Церемония награждения премии «Икар»-2020. Фото: Ирина Никишина, Time Out
Национальная премия «Икар» присуждается за достижения в области анимационного кино. 15 номинаций охватывают все аспекты производства мультфильмов: экспертное жюри награждает режиссеров и композиторов, сценаристов и актеров озвучки, художников-постановщиков и аниматоров. Отдельные статуэтки с амбициозным крылатым юношей получают лучший эпизод мультсериала, лучший персонаж и, конечно, лучший фильм. Time Out побывал на церемонии награждения — и рассказывает о том, как это было.

Массовое светское мероприятие в коронавирусном 2020-м по умолчанию становится чем-то исключительным — слишком свежи воспоминания о карантине и бесконечном количестве разрушенных планов. «Икар» тоже пострадал от пандемии: изначально церемония награждения должна была пройти 8 апреля, в день российской анимации. Суровая реальность сместила долгожданное событие почти на полгода вперед, и команда организаторов не отказала себе в удовольствии построить концепцию церемонии вокруг темы «реанимации».

«Икар» вообще славится свободой и креативностью, при том что назвать премию несолидной сможет разве что отъявленный клеветник. Сказывается, с одной стороны, теснота русского анимационного комьюнити — все давным-давно между собой знакомы, приходятся друг другу учителями, учениками и вдохновляющими конкурентами. С другой стороны, стоит отдать должное иронии и фантазии организаторов, которые год за годом перепридумывают классические сюжеты отечественных мультфильмов, адаптируя их под внутренние реалии. Некоторые сделанные специально для награждения ролики становятся вирусными — даже те, кто никогда не слышал про «Икар» и не интересовался современной русской анимацией, наверняка хотя бы раз в жизни видел клип «Совы нежные».

В результате заключительная церемония премии оказывается скорее камерным праздником для своих, чем элитарной вечеринкой — что, в общем, неудивительно: мастерам такого класса, как и тем, кто только мечтает стать похожими на них, показательная суровость ни к чему. И хотя ассоциация «рисованное кино — только для детей» среди мультипликаторов находится под негласным запретом, узнаваемая атмосфера капустника заставляет даже самых серьезных гостей дурачиться и расслабляться.

Сергей Капков

художественный руководитель премии «Икар»

«Надо очень хорошо знать мультипликаторов: их юмор, их симпатии, их вкусы. С другой стороны, важно, чтобы это было доступно — и шутки, и темы должны быть понятны любым людям, которые придут на церемонию, ведь мультипликацию знают и любят все. К счастью, 25 лет работы в этой сфере и мое понимание людей, которые этим занимаются, подсказывают мне, что можно сделать, над чем можно пошутить, чтобы тебя поняли и это не было пошло или глупо.

Кроме того, у нас очень разная команда: я, например, не рисую, зато мои коллеги это умеют и подсказывают умные и необычные ходы. Нам хочется одновременно быть и актуальными, и внутри классики, понятной всем.

Тема появилась из-за того, что мы все оказались в этой пандемической ситуации. Нельзя было нарисовать Икара без маски — а значит, все остальное должно было быть на тему медицины и ограничений. Тогда мы сели пересматривать все мультфильмы, в которых есть доктора, а дальше уже их нужно было привязать к профессиям в мультипликации, чтобы это было узнаваемо, а значит, смешно.

Кроме того, важно, кого приглашать: мы зовем к себе не только людей из мира анимации, но и представителей других профессий. Это моя мечта — передружить между собой всех, чтобы актеры, режиссеры, композиторы, художники знали мультипликаторов, а мультипликаторы знали их. Мы сознательно выходим за рамки: это похоже на «Фильм, фильм, фильм» — все профессии перемешаны, все узнаваемо, все валяют дурака. И беда, и радость, и в конце «все равно мы не можем жить без кино»: все, кто здесь сидят, могут зарекаться, многие из них говорили «этой мой последний фильм, я больше ничего делать не буду», и тем не менее все мы продолжаем этим заниматься».

Наученные горьким опытом дистанционных событий, организаторы решили обыграть идею zoom-общения в оформлении зала. На стенах появились огромные проекции с «окошками» видеосозвонов — так к мероприятию присоединились герои русской визуальной классики от Папы из «Простоквашино» до Чебурашки.

Команда ведущих появилась в образе санитаров: худруку премии Сергею Капкову в образе главврача ассистировала харизматичная медсестра. Вместо традиционных для кинопремий барышень в вечерних платьях конверты с заветными именами, букеты и статуэтки подавали двое юношей в полном больничном облачении.

Концепции подчинили даже выбор людей, вручавших награды лауреатам — все они, от Гарри Бардина до Татьяны Друбич, были не только авторитетами кино- и анимационного сообщества, но и обладателями медицинского образования. Объявление номинаций предварялось созданными специально для церемонии роликами на основе узнаваемых эпизодов мультфильмов. Так, общеизвестный фрагмент из «Ну, погоди!» о волке, который попал в больницу и не слишком рад визиту зайца, превратился в печальную микроновеллу о сценаристе, по душу которого в очередной раз приходит дедлайн.

Единственная номинация «Икара», победители в которой известны заранее, называется «Мастер» и вручается за вклад в российскую анимацию. В этом году ее получили художники Леонид Шварцман («Золотая антилопа», «Чебурашка», «Варежка») и Леонид Носырев («Антошка», «Тигренок на подсолнухе»). Зал приветствовал мэтров стоя — переоценить значение мультфильмов, давно ставших частью русского культурного кода, невозможно.


Главным героем «Икара»-2020 стал «Лучший фильм» — приз в ключевой номинации вполне ожидаемо получила блистательная работа режиссера Константина Бронзита «Он не может жить без космоса». Кажется, за него болели абсолютно все, даже беспристрастные члены жюри.

Бессловесная драма о человеке, который не способен существовать без скафандра, рассказывает историю противостояния сына и матери. Главный герой буквально не может дышать без своего призвания, однако ему до последнего приходится отстаивать свой выбор. Интересно, что этот фильм представляет собой своего рода послесловие к другой работе Бронзита — короткометражке «Мы не можем жить без космоса», которая даже номинировалась на Оскар в 2016 году.


Армстронг, марсиане и джедаи

Time Out выбрал 15 интересных фильмов и сериалов про космос: нашлось место как биографическим драмам, так и культовой фантастике.

Читать статью


Один из ключевых партнеров премии «Икар» — компания Acer. Такое плотное сотрудничество с профессиональными мультипликаторами неслучайно. Линейка компьютеров и ноутбуков ConceptD предназначена для креативных пользователей и создана специально для того, чтобы облегчить жизнь художников, дизайнеров и других людей, плотно работающих с визуальным искусством. Acer активно поддерживает творческое сообщество, включаясь в ключевые события и знакомя профессионалов с новыми горизонтами цифровых возможностей.

«Партнерство с профессиональными сообществами очень важно для Acer, — отмечает Дмитрий Кравченко, генеральный директор Acer в России. — В рамках продвижения линейки устройств для творческой аудитории ConceptD мы уже активно сотрудничаем с ведущими анимационными студиями, такими как Disney и «Союзмультфильм». Мы рады, что профессионалы отрасли могут оценить нашу технику и дать обратную связь, которая поможет нам и дальше ее совершенствовать».

Специальный приз Acer, предназначенный лучшему аниматору, получила Анна Кузина, работавшая над мультфильмом «Теплая звезда». Трогательная, немного хулиганская работа Кузиной рассказывает историю о звезде, которая попала в руки маленькой озорной компании. Дмитрий Кравченко, генеральный директор Acer в России, вручил Анне ноутбук Concept D5.

«Миссия премии «Икар» — поддерживать профессионалов, творческих профессий и содействовать развитию анимационной индустрии в стране. Мы верим, что технические возможности должны соответствовать полету творческой фантазии, и рады, что в лице компании Acer мы нашли партнера с близкой нам философией и ценностями» — отметила Александра Константинова, продюсер национальной анимационной премии «Икар».

Времена творческих энтузиастов, колдовавших над будущими мультфильмами с помощью бумаги, кальки и аналоговых карандашей и красок, давно закончились. Поэтому высокотехнологичный компьютер из успешной креаторской линейки, существующей на рынке уже год  — не просто приятный подарок, а серьезная инвестиция в будущее отечественной анимации. Чем совершеннее рабочий инструмент, тем больше времени и ресурсов останется вдохновению.


В номинации «Композитор» лучшим оказался Марк Скворцов: семнадцатилетний (!) юноша написал саундтрек к мультфильму «Уточка и кенгуру». 7-минутная короткометражка посвящена трагикомической истории любви ужасно разных, но одинаково обаятельных существ.

Марк Скворцов

композитор

«О своих шансах на успех я, честно говоря, не думал, но когда пришло приглашение на церемонию, я начал что-то подозревать. Процесс работы доставляет мне огромное удовольствие, а то, что меня за это еще и награждают, тем более радует. Про меня все было понятно с самого начала: в детстве я ходил к своему другу в гости, его мама наливала чай, делала бутерброды, приносила их к компьютеру, и мы смотрели сериалы… а потом я приходил домой. И моя мама немедленно отправляла меня играть на гитаре. Так что все это благодаря ей — она же режиссер «Уточки», поэтому она и предложила мне попробовать. Она сказала «Поиграй что-нибудь, если придумаешь и мне понравится, то возьмем в мультфильм».

Так и получилось — и это был прекрасный опыт. Записываешь, делаешь бесконечное количество дублей: я же не только композитор, я еще и все это играл. Это долгий, мучительный процесс, но когда все записал и наконец слушаешь — кажется, что все прекрасно и ничего не хочется менять. Скорее всего, я продолжу этим заниматься, но совсем вдаль я не смотрю — будь что будет».


«Дочь», реж. Д.Кащеева, 2019

Наконец, премию «Лучший аниматор» получила Дарья Кащеева: ее фильм «Дочь» стал сенсацией прошлого года, получив номинацию на «взрослый» Оскар, легендарную статуэтку Оскара студенческого и победу на «Сандэнсе» в придачу. Мейнстримные мультики приучили современного зрителя к плоскому и яркому диджиталу, поэтому работа Кащеевой — отличный повод познакомиться с фестивальной анимацией.

Запредельно выразительные, как будто обожженные собственной уязвимостью, кукольные герои «Дочери» разворачивают перед нами камерную внутрисемейную драму. Вот взрослая женщина плачет в больнице над умирающим отцом; вот маленькая девочка бесконечно тянется к папе, который не находит на нее сил; вот мужчина пытается пробиться к сердцу автономного бунтующего подростка.

Всем неравнодушным к «ожившим рисункам» стоит заглянуть на сайт премии и изучить общий список номинантов: это хороший способ ознакомиться с ключевыми именами современной отечественной мультипликации и заодно заполнить годовой план просмотра мультфильмов на несколько месяцев, а то и лет, вперед.