AMARIA: «Из необъявленной войны мы выйдем благодаря одиночкам» | Промо | Time Out

AMARIA: «Из необъявленной войны мы выйдем благодаря одиночкам»

  15 октября 2020
6 мин
AMARIA: «Из необъявленной войны мы выйдем благодаря одиночкам»
30 октября у рок-проекта AMARIA выходит альбом «Воин света». Мы встретились с Амарией накануне релиза и поговорили о том, как локдаун изменил культурную жизнь столицы, почему у нашего времени нет героя и кому адресована новая пластинка.

— Вы планируете выступать с песнями из нового альбома «Воин света» на закрытом концерте 22 октября и для широкой публики — 1 декабря. Каково это — работать вопреки, учитывая нынешнюю ситуацию в индустрии, когда мероприятия массово отменяются?

— Жить вопреки и «стоять наотмашь» зачастую полезно. Я предпочитаю идти против стереотипов, существовать вне трендов, а если и плыть по течению,то непродолжительно. Концерт на 1 декабря в афишу столичного клуба «Союз композиторов» мы вписали еще весной.

Программа «Змееносец» с акцентом на новый альбом запланирована на день, когда, если верить знатокам, Солнце проходит через созвездие Асклепия-врачевателя, того самого змееносца из древнегреческой мифологии, или Имхотепа — вполне себе реальной личности, архитектора и визиря фараона Джосера.

Премьера нового альбома действительно состоится 22 октября на секретной вечеринке, куда мы приглашаем представителей музыкальной индустрии и профильных СМИ, друзей-музыкантов и самых преданных поклонников.

— Тексты ваших песен — плотные, со смыслом. Аранжировки — на высшем уровне. Это по-настоящему качественная музыка для думающих людей. Настолько, что сразу очевидно — не андеграунд, не про мертвое, а про живое. Кто ваша аудитория?

— Благодарю. За аранжировки уже семь лет у нас отвечает Евгений Крючков, он играет в группе Amaria на клавишных. Что же касается текстов — еще раз спасибо! — я часто говорю, что для песен на русском языке, конкретном и богатом оттенками, именно смысл является первостепенным. Я пишу песни и на английском — это особое удовольствие, когда ты как автор не связан языковыми особенностями — английский более пластичен и двигаться с ним вдоль музыкального полотна гораздо проще, чем с родным и великим русским.

Аудитория наша — те, кто ищет смысл и готов к диалогу. Наиболее ярко на сей счет выразилась одна из наших постоянных слушательниц — историк и лингвист Валерия Леонова: «“Воин света” — альбом-откровение, альбом-разговор, диалог, к которому приглашаются все: не только слушатели, а люди, которые оказываются вокруг каждую секунду. Разговор, как изящно сплетающееся кружево, меняет рисунок по мере продвижения, дыша жизнью и прислушиваясь к ней. Меняются темы, оставляя слушателя с как будто незаконченной фразой, завершить которую может каждый по-разному, но в этом и есть познание Творца, открытие Души и продолжение Жизни».

Альбом адресован тем, кто понимает изложенное и готов к подобному разговору.

— Песня «Доктор беда». Вы написали ее в 2019 году, а этой весной стало понятно — вот оно, «заражение». Музыкант — насколько он пророк в своем Отечестве? 

— Пророков в своем Отечестве нет. Это и есть специфика нашей жизни, в известной степени «на авось», что выражается емко и целиком фразой «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Доктор Беда, если подумать, образ вполне позитивный. «Душа обязана трудиться» — без осознания того, кто мы, откуда и куда идем, человечество существовать в длительном временном интервале не может. Поклонение Мамоне рано или поздно приводит к беде. И беда является именно лекарем, способным открыть глаза на очевидное: мы забываем элементарные основы, то, что отличает человека от животного — совесть, стыд и честь. В обществе, где все покупается и продается, они вдруг утрачивают значимость. Но долго такое положение вещей продолжаться не может. И вот тут и является доктор — Доктор Беда…

— В одном из интервью вы говорили, что только рок позволяет передать протест против несовершенства и безобразия мира. Против чего выступаете вы? Как это находит отражение в текстах?

— Против лжи — она первооснова отступления от базовых ценностей. И это влечет за собой все остальные заблуждения, погрязнув в которых, мы начинаем подменять понятия в угоду моменту. Из всех типов лжи самым коварным остается самообман:

«Обволакивает обман, и привычна лукавая речь / что ж, нанять ворожей, чтобы делать дурман? / Сторожей, чтобы душу стеречь?»

— Какие события повлияли на ваше творчество — личные, социальные, политические? Что вас трогает как музыканта? Мимо чего не можете пройти? 

— Однажды я вдруг (а к этому нельзя быть готовым) поняла, что не могу привести своим детям живой пример «героя нашего времени». Ориентир, на который должно и можно равняться. Занавес.

Отсутствие героя, этакого Данко с горящим сердцем, ведет к тому, что мы блуждаем во тьме, уже довольно долго, мирясь с тем, что наша повседневность являет собой не что иное, как череду удобных компромиссов…

— Одна из песен нового альбома посвящена Илье Кормильцеву. Есть мнение, что вместе с ним ушла эпоха андеграунда, как литературного, так и музыкального. Почему он так важен для вашего творчества?

Андеграунд продолжает жить. В нем есть и завсегдатаи, и короткие, но громкие явления, как, скажем, команда с затейливым названием «Шизандра» из ныне мятежного Хабаровска, взорвавшая юбилейный фест «Индюшата» в прошлом году.

Илья Валерьевич был и остается выдающимся мастером рок-слова, отцом уральской рок-поэзии, умевшим выразить между строк гораздо больший смысл, чем в самих строках. Это было явление, взрыв сверхновой: до него поэты так смело не выражались на наших широтах, за исключением, пожалуй, Пушкина («и на обломках самовластья напишут наши имена») и Владимира Высоцкого («все не так, ребята»), и вся его непродолжительная жизнь прошла мимо конформизма любого оттенка. Я позволила себе посвятить его памяти песню «Змееносец», текст которой можно расшифровывать послойно, вооружившись античными мифами и Откровением Иоанна Богослова. Саунд песни намеренно отсылает к «Кормильцевскому» периоду творчества легендарной группы Nautilus Pompilius. Прочувствовать же характер Ильи Кормильцева мне позволила книга «Космос как воспоминание» Александра Кушнира.

— Очевидно, что пандемия нас изменила. Культура стала доступной онлайн, концерты и квартирники проходят в зуме: мы вместе, но не рядом. Режим разобщенности нам обещают до 2022 года. Как, на ваш взгляд, в этом случае изменится культурная жизнь столицы?

Мы вместе и рядом: играем для публики живые концерты, квартирники проходят, и это нельзя изменить. Ничто не заменит теплоты дружеских объятий и радости сотворчества, когда энергия каждого вливается в общий поток и рождает новые звуки, идеи, смыслы. Верю, все, что касается пандемического процесса, не случайного, во многом закономерного, закончится раньше, чем предполагают эксперты. Науку и историю двигают одиночки. Это мысли не мои, а признанного теми же экспертами одним из великих мыслителей своего времени, пусть он и был мизантропом, точнее, мизогином, — Артура Шопенгауэра. Я Шопенгауэру верю: благодаря таким вот одиночкам мы выйдем из этой необъявленной войны быстрее, чем думают те, для которых она «мать родна». А культурная жизнь изменится, к лучшему, безусловно.