Есть большая потребность в здоровом спектакле | Театр | Time Out

Есть большая потребность в здоровом спектакле

Светлана Полякова   27 февраля 2010
3 мин
Есть большая потребность в здоровом спектакле
Режиссер аншлаговых хитов «Конек-Горбунок» и «Одолжите тенора» решил разыграть в Театре им. А. С. Пушкина сюжет знаменитого американского фильма «Босиком по парку» на русский лад.

Вас вдохновил одноименный фильм с Робертом Редфордом и Джейн Фондой?


Да. Посмотрев, фильм, снятый в шестидесятые Джином Саксом, я сразу заподозрил, что это пьеса. Угадал — пьеса, да еще и Нила Саймона — одного из самых репертуарных драматургов в мире. И с тех пор думал, как и где это поставить. Но все отвлекали «Коньки…».


Чем привлек сюжет — безумными страстями?


Ну да, это, в общем-то, любовный аттракцион. Театры обычно боятся называть это так, поэтому называют просто «комедия» или «лирическая комедия». На самом деле это история о том, как человек впервые сталкивается с другим человеком в быту, в жизни, с его привычками. В этой пьесе такие мощные качели: в начале спектакля они женятся, через час принимают решение о разводе, во втором действии пытаются развестись, а потом мирятся и воссоединяются. Параллельно происходит вторая история: у мамы, которая поняла, что в ее жизни уже ничего не произойдет, и плюнула на себя, все начинается заново…


Вы не собирались хлобыстнуть публику по морде остротой проблемы?


Совсем нет. Пьеса прекрасна именно здоровыми отношениями — когда люди думают именно то, что говорят. Там нет никаких изломанных судеб, никаких подводных течений, никаких деформаций. Родители любят своих детей, а не пытаются с ними сожительствовать…


Кто ж придет на это смотреть?


А мне кажется, что сейчас как раз придут. Есть большая потребность в здоровом и человеческом спектакле.


В вашем возрасте режиссеры увлекаются опытами, ищут, копают, какие-то пласты поднимают… А вы не хотите…


Не хочу. И без меня есть много людей с лопатами. Как актеру мне, безусловно, это интересно. А как режиссер я встаю на позицию зрителя, который покупает билеты. Стараюсь не утомить, стараюсь помочь, не грузить, не усложнять им мироощущение, а, наоборот, давать надежду. Это пьеса, которая сработает, если будет хорошо сыграна. Безусловно, она глубиной 3 см. Но иногда есть желание не в океан погружаться, а босиком в чистый ручеек.


Вы осовременили эту историю шестидесятых?


У нас действие происходит в семидесятых, и костюмы делает Вика Севрюкова, которая не так давно одевала «семидесятые» в «Рассказах Шукшина». Но проблема в том, что там были советские семидесятые, а здесь — американские. А на наших артистов, что ни надень — все советское. Художник Мария Рыбасова не холодно стилизует время, а делает его теплым. Музыкальной атмосферой семидесятых я занимался сам — будут звучать песни Дайаны Росс, «Би Джиз», Тома Джонса.

Еще я решил добавить в эту историю этнический мотив — Индию. Это придаст, с одной стороны, ироничный взгляд, без которого рассказать эту историю сегодня невозможно. А с другой стороны, все сейчас так увлечены Индией — не успевают возвратиться с Гоа, как опять туда устремляются. Ходят в индийских рубашках. Да и буддизм — самое модное течение…


Сами-то съездили в Гоа?


Нет. Мне хватает друзей, которые туда мотаются по нескольку раз в год. По рассказам — перезагрузка. Бездна первородных ощущений: радости — они танцуют, горести — они рыдают. То, что делают актеры на сцене, иногда будет переходить из жанра бытовой комедии в жанр индийского кино.