Кровопролитие. Почему вампиры сейчас в моде? | Кино | Time Out

Кровопролитие. Почему вампиры сейчас в моде?

  3 ноября 2009
6 мин
Кровопролитие. Почему вампиры сейчас в моде?
19 ноября стартует «Новолуние» второй фильм эпической истории про вампиров и влюбленную в одного из них смертную девушку. Мания вокруг кровососов в кино и на телевидении готова достичь своего пика. Максим Муратов выясняет, почему мы так любим бледных кровососов?

Вампиры – изобретение не нашего века. Холодящие кровь истории про живых мертвецов, этой самой кровью питающихся, известны в мифах человечества с самых древних эпох. Но такой популярности вампирская тема не помнит давно. Парадокс заключается в том, что оригинальные кровососы – создания на редкость отталкивающие и неприятные. Как случилось, что их все полюбили?

Культурологи до сих пор спорят, откуда пришли вампиры в современную культуру: то ли лорд Байрон, который впервые описал вампира в поэме «Гяур»(1813 г.), был основателем традиции, то ли его личный врач, Джон Полидори, сочинивший повесть «Вампир»(1819 г.). В последней, кстати, автор вывел самого Байрона в образе посасывавшего кровь лорда Рутвена.

Но все согласны, что «Дракула» Брэма Стокера(1897 г.)– подлинный фундамент жанра. Жестокий румынский князь оказался достаточно яркой и трагической фигурой, чтобы ввести вампиров в список самых тиражируемых в литературе персонажей.

А от книги до кино – один шаг. Вампирские фильмы не намного младше самого кинематографа – первый фильм про вурдалаков сняли еще в 1920 году. Причем эту киноверсию романа Стокера сняли в революционной России!

Но первым фильмом, дошедшим до нас, является иконический «Носферату. Симфония ужаса» Фридриха Мурнау(1922 г.). Тоже, по сути, экранизация «Дракулы» Стокера, «Носферату» вызвал один из первых процессов об авторских правах: кинокомпания не смогла выкупить права на книгу, и тогда режиссер изменил имена и некоторые детали сюжета. Но вдова Стокера все равно засудила создателей картины и почти все копии были уничтожены. Ренессанс же вампирской темы в современном кинематографе связан с литературной эпопеей Энн Райс «Вампирские хроники». Романтичная дамочка из Луизианы наваяла десятки томов про вампиров – по первому из них, «Интервью с вампиром»(1976 г.), в 1994 году был снят одноименный фильм.

Вампиры у Райс на редкость привлекательные, невероятно красивые существа с тонкой душевной организацией, без тени разложения или запаха тления. Даже неприятная привычка пить кровь в их исполнении смотрится шикарно. В общем-то, фильм передал это отлично: небесной красоты Брэд Питт и не уступающий ему Том Круз, а также совсем юная Кирстен Данст делали свои вампирские дела с таким шиком, что первая вампирская мания случилась еще в 90-х.

Еще одну классическую «вампирскую» книгу, совершившую революцию в жанре, экранизировали несколько раз (в прошлом году вышла свежая, исключительно паршивая, версия). Роман «Я – легенда» Ричарда Мэтисона, написанный в 1954 году, ставил все с ног на голову: на этот раз весь мир заселили вампиры, а последний оставшийся нормальный человек превратился в антигероя.

В 1990-х вампиры из кинозалов и с книжных страниц перебрались на телеэкраны: телесериал «Баффи – истребительница вампиров»(1997–2003 гг.) снискал неслабые рейтинги, исполнительница титульной роли Сара-Мишель Геллар стала кумиром поколения.

К тому времени только фильмы про вампиров снимались во всей палитре жанров: от вестерна («От заката до рассвета») до аниме-сериалов («Хеллсинг»). И ранжир упырей тоже получался впечатляющий – от бледнокожих аристократов типа Лестата (Стюарт Таунсенд в «Королеве проклятых») и Селены (Кейт Бекинсэйл в «Другом мире») до чернокожих вышибал (Уэсли Снайпс в «Блэйде»).

И, наконец, последнее слово принадлежит Стефани Майер, которую не без оснований называют «второй Джоан Роулинг». Так же, как и первая, «вторая Роулинг» не является профессиональной писательницей: до «Сумерек» она ни строчки не написала. До 30 лет она сидела дома с тремя сыновьями, работала только однажды – секретаршей на ресепшн крупной компании, но после выхода первого тома «сумеречной саги» ее жизнь сказочно изменилась. Написанные без всякого блеска, на доступном для девочек-подростков языке книжки про вампирское семейство Калленов, про скромную школьницу Бэллу и ее неземную любовь с одним из кровопийц стали настоящей сенсацией наших дней – только в прошлом году Майер продала почти 30 миллионов книг и стала автором года по версии журнала USA Today. Сейчас даже Forbes занят подсчитыванием денег, которые приносит вампирская индустрия занятым в ней людям: цифра выходит заманчивая – полтора миллиарда в год. И это только в кинобизнесе.

Мы живем в эпоху вампиромании. Кроме «Новолуния», на киноэкраны вышел первый фильм из вампирской саги Даррена Шэна «История одного вампира», российский телеканал ТВ3 начал показ мега-популярного во всем мире сериала «Настоящая кровь», а новости из Голливуда рапортуют, что в разработке целый ряд картин на вампирскую тему. Даже в следующем «Человеке-пауке» спайдермен будет сражаться с вампиром!

И, все-таки, почему мы их любим? Вот 4 причины:

Они пугают
А мы любим то, что нас пугает. А то зачем же бы мы ходили в кино на всякие хорроры и обожали Хэллоуин? Вампирская тема всегда относилась к числу самых зловещих… и интересных: древние греки обожали истории про Ламию, пившую кровь младенцев, древние египтяне «обманывали» богиню Сахмет, подавая ее статуям окрашенное в красный цвет пиво – вместо крови, индийская мифология знает веталу, которая пьет кровь, вселившись в труп человека, и висит, словно летучая мышь, вниз головой в джунглях… Кстати, некоторые исследователи считают, что само слово «вампир» произошло от казахского фольклорного персонажа – жалмауыз кемпир, старой ведьмы, пившей кровь из пятки или колена жертвы.

Они романтичны
Ну, правда, что может быть романтичнее бледнокожего красавца с нездешним блеском в глазах, который может подарить возлюбленной по-настоящему вечную любовь одним поцелуем? В «Интервью с вампиром» герой Брэда Питта еще терзался моральным аспектом дела, а в «Сумерках» вопрос «кусать или не кусать» бесстыдно поставлен как главный маркетинговый ход: понятно же, что Эдвард испьет крови своей Бэллы, но автор томит.

Они сексуальны
Сексуальный подтекст имелся уже у стокеровского «Дракулы» – некоторые исследователи даже замечали за вампиризмом подтекст в виде сифилиса и других болезней, передаваемых половым путем. В свежих телесериалах на тему – «Настоящая кровь» и «Вампирские дневники» – вампиры уже вовсю занимаются сексом. И, судя по поведению их партнеров, вурдалаки в постели очень хороши!

Они бессмертны
Тут мы им просто завидуем. Сохранить жизнь вечную совсем не сложно – надо только отказаться от солнечных ванн, чеснока и посещения церквей. Многие идут на эти жертвы, и вовсе не являясь вампирами.