Юрий Башмет: «Страдивари такое и не снилось» | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Юрий Башмет: «Страдивари такое и не снилось»

Милана Лайм   27 октября 2009
6 мин
Юрий Башмет: «Страдивари такое и не снилось»
26 октября в Омске прошел уникальный концерт, в котором было задействовано сразу 12 инструментов Антонио Страдивари.

Его давал оркестр «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета. На пресс-конференции маэстро, предупредив все вопросы журналистов, сам рассказал о своей новой программе, подобно которой в мире не было.

Начнем с того, что в Тюмени я не впервые, и — хоть это и банально прозвучит, зато искренне — я хорошо помню предыдущие свои выступления здесь. Так что концерт в Омске был обязательным условием в нынешнем туре. Всего мы дадим четыре концерта по России.

Этот проект по-настоящему уникален. Чтобы понять почему, нужно вспомнить историю нашей страны. Так произошло, что после Гражданской войны многие ценные вещи, в том числе музыкальные инструменты, оказались собраны в одном месте. Этого не случилось больше ни в одной стране мира. Этим можно хвастаться, а можно сожалеть об этом: у кого-то скрипку отбирали под дулом пистолета, другие отдавали ее за буханку хлеба, третьи прятали. Так, однажды в детском садике, который размещался в особняке, принадлежавшем ранее Юсуповым, обнаружили трещину в фундаменте. Его вскрыли и обнаружили потайную комнату. В центре стоял стол, на котором лежал скрипичный футляр. Комиссары в кожанках вскрыли его и даже не поняли, что это за ценность. Потом выяснилось, что это один из самых лучших экземпляров Страдивари. Юсупов успел вывезти из страны все ценности. Но не эту. Этот и подобные предметы попадали в итоге в Государственную коллекцию при правительстве Луначарского.

Страдивари создал за свою жизнь, если не ошибаюсь, приблизительно 1200 скрипок, сейчас в мире их осталось чуть более четырехсот, причем в России хранится только 20. В Японии, например, их 60, но они все находятся в разных местах. И только у нас практически все инструменты являются собственностью Госколлекции, которая раньше была недоступна для массового использования. Есть, конечно, королевские коллекции, но государственная существует только в нашей стране. На ее инструментах до сих пор удавалось поиграть немногим.

Когда-то у меня была мечта — собрать все эти инструменты на одной сцене. Конечно, это могло стать провалом — никто не знал, как они зазвучат вместе. Такой опыт по понятным и непонятным мне причинам стал возможен только сейчас. В проекте поучаствовали первые лица, Министерство культуры и музейно-выставочный центр «РОСИЗО», владеющий художественными ценностями — особняками, картинами, иконами, музыкальными инструментами.

Мои коллеги, узнав о возможности такого проекта, были воодушевлены невероятно. Первый пробный камень был брошен в прошлом году — в Москве прошел большой концерт. Был, конечно, полный зал, но все-таки зритель не понял значимости события, да еще и телевизионщики опростоволосились: они не записали звук. Тогда мы несколько раз репетировали прямо в Госколлекции, а в этом году мало кто туда доехал по столичным пробкам.

Первый концерт тура мы дали в Екатеринбурге, второй в Тюмени, третий в Омске, четвертый в Новосибирске, а кульминацией станет концерт 29 октября в Москве.

Проект разбивает стереотип понятия музейности, когда действующие инструменты висят под стеклом, а российский слушатель не имеет возможности услышать их живьем. Страдиварий может привезти какая-нибудь японочка или, допустим, у Спивакова сейчас есть страдиварий — но это только один. А у нас их сразу 12.

Мы заслужили этот проект. Существуют у нас, конечно, другие достойные камерные оркестры. Когда-то лучшими были «Виртуозы Москвы», когда Вова Спиваков активно этим занимался. А наш коллектив не так давно получил «Грэмми» — впервые в российской и американской истории, что является доказательством нашего качества.

Антонио Страдивари был обычным человеком — он ел, спал, и у него было два основных дела: днем он делал скрипки, ночью — детей. И при этом он создавал шедевры. Меня иногда спрашивают: в чем секрет скрипок Страдивари? И я отвечаю, что не знаю. Я же не мастер! Говорят, секрет в лаке, но даже если разобрать инструменты на атомном уровне, сделать такие же самые — все равно не получится.

Как бы мы ни сыграли на этом концерте, слушатели в любом случае оказываются участниками уникального события, сравнимого по своей значимости с полетом в космос. Представьте только: 12 инструментов Страдивари: 10 скрипок, альт и виолончель — на одной сцене! Такое даже самому Антонио не снилось!

Инструменты застрахованы на сумму 42 млн евро. Вместе с музыкантами гастролируют двое мастеров из Госколлекции. И охрана инструментам обеспечена хорошая: их сопровождают люди, в удостоверениях которых написано, что они имеют право на ношение и применение оружия.

Во время концерта я и сам исполню кое-что на страдиварии. Кстати, мой альт, который со мной всю жизнь, очень ревнует, когда я играю на другом инструменте, — и минуты полторы после того как я снова беру его в руки, ведет себя как обиженная жена.

Скрипка, на которой я буду играть, трофейная. В 1945-м она оказалась на американской территории Берлина. Но один из майоров советской армии, услышав, что существует такая скрипка, просто взял и перенес ее на территорию ГДР, а после переправил в Москву. Позавчера я увидел ее в первый раз.

Страдивари становится новым брендом России, как бы ни смешно это звучало. Сам великий итальянец и представить себе не мог такого — что 12 его инструментов сыграют одновременно на сцене. Этот наш тур станет эпохальным.

Что очень важно — он демонстрирует связь времен: музыканты играют на инструментах, которые были созданы 300 лет назад. Из трех составляющих — прошлого, настоящего и будущего — осталось только одно неизвестное. И поэтому мы можем фантазировать, что будет дальше, если уже сегодня стало возможным ТАКОЕ.

Кстати, в число инструментов затесалась одна скрипка Джузеппе Гварнелли, современника Страдивари и его конкурента. У слушателей есть возможность сравнить: звучит она совсем по-другому. На концерте мы предоставляем также шанс послушать каждую скрипку Страдивари в отдельности. Причем музыканты всякий раз играют что-то новое — я и сам никогда не знаю, что это будет.

В принципе, мы могли бы приехать со своими инструментами и сказать, что это Страдивари. Вполне возможно, что слушатели бы поверили. Но мы взяли на себя большую ответственность — сели играть практически без репетиций, чтобы вы услышали настоящие скрипки Страдивари. Это героизм.