В Москву за Виктором Цоем. 7 выставок, на которые стоит сходить в январе | Арт | Time Out

В Москву за Виктором Цоем. 7 выставок, на которые стоит сходить в январе

Диана Дорофеева   14 января 2022
6 мин
В Москву за Виктором Цоем. 7 выставок, на которые стоит сходить в январе
«Виктор Цой. Путь героя». Фото: сайт выставки

В январе все приходят в себя после длинных выходных, но погода пока не располагает к долгим прогулкам. А выставки — приятный и познавательный способ провести свободное время. Time Out рекомендует 7 отличных экспозиций, которые стоит посетить, восстанавливаясь после застолий.


В Москву! В Москву! В Москву!

Где: ГЭС-2

Когда: 4 декабря — 13 марта

Выставка «В Москву! В Москву! В Москву!» — это диалог работ Рагнара Кьяртанссона с художниками из разных стран. Живописцы часто нуждаются в разговоре, во время которого происходит обмен мыслями и эмоциями.

Главные мотивы произведений — повторение и цикличность, сила искусства и вымысла, смелость людей, снимающих маски. Демонстрируются инсталляции, фотографии, картины и видео Ольги Чернышевой, Тистера Гейтса, Рони Хорн, Элизабет Пейтон, Кароли Шнееман и Эмили Уордилл. Они затрагивают проблемы, которые так или иначе волнуют каждого.

Рагнар Кьяртанссон специально для выставки создал работу «Грозный-прегрозный», в основу которой легла история полотна Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», дважды ставшего жертвой вандалов. А название «В Москву! В Москву! В Москву!» появилось из заглавия фотосерии Ольги Чернышевой, которая сняла водителей рейсовых междугородних автобусов по пути в столицу. Как и в «Трех сестрах» Чехова, фраза олицетворяет недостижимую мечту о переменах и осмысленной жизни.


«Санта-Барбара». Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона

Где: ГЭС-2

Когда: 4 декабря — 13 марта

«Санта-Барбара» — первая американская мыльная опера в России и самая долгая, после которой зрители начали активно смотреть импортные мелодрамы, сопереживая главным героям на протяжении сотен серий.

Под руководством Рагнара Кьяртанссона киногруппа на русском языке поставила, сняла и выпустила около 100 эпизодов теленовеллы. Кьяртанссон словно пишет масштабное историческое полотно, превращающееся в живую перформативную скульптуру. Его «Санта-Барбара» — это размышление о влиянии и соперничестве истории и современности, реальности и вымысла.

Свои работы Рагнар Кьяртанссон создает под впечатлением от классической драмы и театра. Их отличительная черта — повторение одних и тех же действий. Чтобы передать настоящие эмоции, художник использует театрализованную постановку и подражание в своих видеоинсталляциях, перформансах, рисунках и картинах, затрагивающих историю кино, музыки и литературы.


Виктор Цой. Путь героя

Где: Центральный Манеж, Манежная пл., 1

Когда: 15 января — 15 апреля

Выставка-байопик «Виктор Цой. Путь героя» приурочена к 60-летию со дня рождения музыканта 21 июня 2022 года. Экспозиция разделена по темам: музыка, кино, поэзия и живопись. В ней представлены личные вещи Цоя: гитары, черновики, письма, фотографии, сценические костюмы, картинки и поделки, созданные его руками.

Важное дополнение к коллекции — то, как видят творчество певца люди других культур. Например, тексты к выставке и в каталоге написал его друг, французский дипломат и писатель Жоэль Бастенер. Креативный продюсер проекта Александр Цой подчеркивает:

«Задумывая выставку, мы хотели не просто погрузить зрителей в атмосферу музыки и образов, знакомую миллионам людей в нашей стране, но дать возможность увидеть другого Цоя — художника, героя неснятого киберпанк-боевика, представителя неизвестного западной публике советского андеграунда. Сценография, аудио и визуальные эффекты выводят этот проект за рамки привычной выставки, поэтому мы называем ее выставка-байопик и, приглашая зрителей, говорим “будет как в кино!”».


«Жизненный путь». Выставка произведений Владимира Галатенко

Где: Выставочные залы Российской академии художеств, ул. Пречистенка, 21

Когда: 14-23 января

Главное в творчестве Владимира Галатенко — природа, степной астраханский пейзаж. По словам художника, он весьма переменчив:

«В июне степь выгорала, становилась однородной, безликой. Зато весной, в апреле, на Пасху — буйство дивных в своей простодушной красоте трав. Поля крохотных белых и желтых степных тюльпанчиков, алых маков. Цветут дикие ирисы, бело-розовые вьюнки в тени обочин, в кустах полыни полыхают разноцветными огоньками так называемые лампадочки. Это сказочное богатство, ускользающее на глазах, характерную мимолетность хотелось запечатлеть. Если не зарисуешь — бесследно исчезнут».

Цветы в творчестве Галатенко становятся символами красоты и загадочности, он старался нарисовать их одновременно натурально и поэтично. Еще один значимый объект — музей-усадьба Антона Павловича Чехова «Мелихово». Художник в цикле интерьеров и пейзажей передал особенную атмосферу и дух этого места.


«Солнце в моем доме». Выставка произведений Млады Финогеновой

Где: Выставочные залы Российской академии художеств, ул. Пречистенка, 21

Когда: 19 января — 6 февраля

Большая часть работ Млады Финогеновой посвящена дому как центру вселенной. Он изображен в разное время года и суток, неизменен только уют, который появляется на полотнах с помощью спокойных умиротворенных тонов. В квартиры таких картин хочется заглянуть хотя бы ненадолго: выпить чашечку чая, поговорить с близкими, посмотреть в окошко на заснеженную улицу. Ведь этого так часто не хватает в спешке мегаполиса.

Млада уверяет: «Восприятие мира каждый человек начинает через восприятие своего дома, через отношение к нему. Стремление поделиться своей любовью к окружающей природе, дому, свету владеют столь сильно, что сама живопись является лишь средством передачи чувств».


Русский Константинополь

Й. Павликевич «Улица в Константинополе», 1921

Где: Государственный музей Востока, Никитский бул., 12А

Когда: 17 декабря — 23 февраля

Выставка «Русский Константинополь» посвящена эмиграции русских в послереволюционный период в Стамбул. За несколько лет изменилась как жизнь беженцев, так и город.

В первом зале показана Турция, какой она предстала перед эмигрантами: со своими традициями и остатками былой восточной роскоши, но уже обедневшая и подверженная европейской моде. Среди экспонатов — инкрустированная мебель, ковры и вышивка, а также красиво декорированная одежда из разных областей Османской империи.

В других залах наглядно рассказывается о жизни творческих людей в новой стране и о том, что они привнесли в бытовую культуру Константинополя — например, «русское кафе», «русский дом моды» и прибрежную зону как идею отдыха на воде. Инициатор выставки и автор идеи — историк моды и коллекционер Александр Васильев, поэтому одежде будет уделено особое внимание.


Арт-группа Recycle. New Nature

Где: Винзавод, 4-й Сыромятнический пер., 1/8

Когда: 17 декабря — 13 марта

Каким будет искусство будущего? Может ли человек воспринимать его так же, как искусственный интеллект? Арт-группа Recycle пытается найти ответы на эти вопросы.

В первом тематическом разделе выставки классические формы реконструируются в новых материалах, обретая актуальное концептуальное значение. Во втором разделе представлены работы-исследования машинного зрения: зритель окажется на месте машины, наблюдая за тем, как программа анализирует и считывает информацию.

А в завершение посетителям предложат новый формат восприятия искусства благодаря дополненной реальности. Цифровые технологии становятся практически неотделимой частью взаимодействия с произведением, и зритель оказывается напрямую вовлечен в творческий процесс.