Стоя на перекрестке между небом и землей: 6 выставок мая | Арт | Time Out

Стоя на перекрестке между небом и землей: 6 выставок мая

Диана Дорофеева   7 мая 2022
6 мин
Стоя на перекрестке между небом и землей: 6 выставок мая
Выставка «Письма из детства»

В перерывах между долгими прогулками по майской Москве не забудьте заглянуть за вдохновением в музей. Time Out советует 6 выставок, которые стоит посетить в ближайшие недели, от образа женщины в советской фотографии и городских посланий до детских воспоминаний и размышлений о противоречиях мира.


И это все о ней…

Где: галерея Люмьер, ул. Большая Полянка, 61, стр. 1

Когда: 30 апреля — 18 сентября

Новый выставочный проект галереи Люмьер «И это все о ней…» посвящен образу женщины в советской фотографии 1920-1990-х годов. Тема необъятная, поэтому, чтобы разносторонне и в полной мере ее осветить, недостаточно одной экспозиции. Главный посыл здесь в том, чтобы увидеть, как менялось воплощение и впечатление о роли и образе женщины у авторов разных поколений отечественной фотографии.

В галерее представлены 50 лучших работ мастеров репортажной, жанровой и уличной фотографии. Они ярко иллюстрируют, как в то время формировались идеалы и представления о женственности. Можно сравнить их, выбирая более близкий по духу и ощущениям: мягкий или властный, романтичный или деловой, хранительница очага или сосредоточенная на работе.


Архитектура слова

Где: на стене вдоль путей по дороге от Курского вокзала к ЦСИ Винзавод и Центру дизайна Artplay

Когда: 8 апреля — 11 сентября

У выставки «Архитектура слова» любопытная локация: она находится не в музее, а расположилась на стене вдоль путей по дороге от Курского вокзала к ЦСИ Винзавод и Центру дизайна Artplay. Вдохновением для экспозиции стало классическое граффити, в котором художники «пишут слова» вроде уже известного многим «Зачем!», почти риторического восклицания, обосновавшегося около Курского вокзала. Глядя на это простое слово, начинаешь задаваться этим вопросом — и у каждого оказывается свое продолжение мысли.

Как уточняет куратор экспозиции Сабина Чагина, «Архитектура слова — выставка о коммуникации, городе и его символах». Высказывания встраиваются в московское пространство в разных формах: городская поэзия в работах Кирилла Кто, концептуальные фразы Димы Retro, геометрические композиции художников группы Aesthetics и масштабные коллажи Ивана Найнти. Город говорит с нами — осталось прислушаться к нему.


Письма из детства

Наташа Шалина «Поверь, что ты Алиса», серия, 2020

Все родом из детства: работа мечты, страхи и комплексы, друзья, которые знают нас как нельзя лучше, любовь, которую мы потом ищем в новых людях и отношениях. Наташа Шалина на своей выставке «Письма из детства» облекает эти воспоминания в художественные формы, бережно складывая их в шкатулки-коробочки. Меланхоличные персонажи в старомодных платьях, их куклы, загадочные существа – этот мир не лишен некой мистики, как, наверное, и положено всему, что прошло, но оставило значимый след.

Художница характеризует свои картины так: «Это размышления о детстве с его первыми открытиями, радостью и любовью, страхами и потерями. Наша память укладывает все события нашей жизни слоями, так глубоко, что мы порой не помним ничего. Как давным-давно маленькая девочка делала “секретик”… Взрослея, теряя близких, любимых и дорогих людей, мы опять начинаем находить наши “секретики”, смахивая с них большой слой земли, с замиранием сердца вглядываемся в наши сокровища, которые рассыпаются в прах прямо у нас на глазах».


Стоя на перекрестке

Где: Центр творческих индустрий «Фабрика», Переведеновский пер., 18

Когда: 11 мая — 5 июня

У экспозиции «Стоя на перекрестке» интересная и довольно долгая история, растянувшаяся на два года. В 2018-2019-х в Нидерландах была представлена серия выставок «Устойчивость искусства» об устойчивости цивилизации с точки зрения искусства как выразителя гуманитарных ценностей. Организаторы решили провести ее и в Москве, но из-за пандемии открытие два раза откладывалось — и стало понятно, что концепцию придется пересмотреть: преобразился мир, изменилось и видение проблемы.

Новое название «Стоя на перекрестке» оказалось наиболее точным — художники, кураторы, арт-критики высказываются о проблемах, которые возникают на перекрестке цивилизаций и о выборе своего пути. Например, Наталья Толстая ищет ответы на вопросы развития и устойчивости цивилизации в знаках, символах, словах, сохраненных и дошедших до нас с помощью культуры. А Владимир и Майя Опара пытаются представить мир будущего без государств, в виде островов и мегаполисов.


Между небом и землей

Франсиско де Гойя «Способ летать», Лист 13 из серии «Диспаратес», 1816-1824

Где: ГМИИ им. А.С. Пушкина, галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, ул. Волхонка, 14

Когда: 26 апреля — 3 июля

Выставка «Между небом и землей» состоит из четырех разделов, объединенных одной темой — размышления человека о противоречиях мира. Проблема конечности бытия и стремление к обретению вечности, падение и искупление, отчаяние и надежду осмысливали художники разных эпох, ведь эти вопросы тревожат всех и всегда. В серии работ Франсиско Гойи ощущаются потеря веры в разумность бытия и растерянность, но и желание противостоять темным и иррациональным силам.

Василий Чекрыгин поднимается от глубокого отчаяния до идеи всеобщего воскрешения. Спустя почти полвека его путь повторил Эдуард Штейнберг, проследовав от скорби до созерцания, в чем чувствуются любовь и память. А в завершении экспозиции сферы неба и земли смыкаются на картинах голландского художника Рембрандта ван Рейна.


Анималистика в изобразительном искусстве XIX века

Неизвестный литограф по оригиналу А.О. Орловского. «Военный курьер на тройке», литография

Где: Государственный музей А.С. Пушкина, ул. Пречистенка, 12/2

Когда: 7 мая — 18 сентября

Тесная связь животных с разными сферами жизни человека, войной и охотой, хозяйством и транспортом находила явное отражение в декоративно-прикладном искусстве, живописи и графике XIX века. Домашние питомцы появлялись на портретах, львы, олени и орлы украшали гербы аристократов, были запечатлены и сцены охоты.

Открывают выставку лубочные картинки, следующий раздел посвящен лошадям, также значительное место среди работ занимают произведения «охотничьего» жанра. Картины разных периодов отличаются по реалистичности изображения зверей и птиц: насколько точно художники переносят на холст мельчайшие детали: характерные позы, даже структуру меха или окраску оперения. Отдельная тема — иллюстрации к басням Крылова, которые живо и сатирически передают поучительные тексты, наделяя животных человеческими чертами, поступками и переживаниями.