Москва, которую мы не потеряли: руководители фитнес-клубов об итогах карантина
Мода и Красота

Москва, которую мы не потеряли: руководители фитнес-клубов об итогах карантина

26 июня 2020
18 мин
Москва, которую мы не потеряли: руководители фитнес-клубов об итогах карантина

В период пандемии работа фитнес-клубов замерла и сейчас индустрия пытается вновь встать на ноги. Time Out расспросил руководителей московских фитнес-клубов о работе в условиях самоизоляции и после нее, ужесточении санитарных норм, действующих стратегиях выживания и планах на будущее.


Ольга Чиненова

PR-директор X-Fit в России

Сергей Савинов

Генеральный директор сети фитнес-клубов «С.С.С.Р.»

Сергей Мочалов

Генеральный директор фитнес-клуба Камелот GYM

 

Александр Мамонтов

Фитнес-директор клуба «Самокат»

Любовь Жуковская

Основатель и Генеральный директор сети фитнес-клубов «Анатомия»

 


Как прошел для вас карантин? Какими были эмоции в начале и в конце?

Ольга Чиненова

X-Fit

Спектр эмоций был весьма разнообразным – от легкого беспокойства в преддверии карантинных мер и близкого к шоку состояния в момент закрытия фитнес-клубов, до бурной радости — в момент объявления даты открытия клубов в Москве. Когда пришло известие о временной приостановке работы, было сложно поверить в реальность происходящего — мы всегда рассчитывали на профессионализм нашей команды, которая нас не подводит, и силу своего постоянно совершествующегося фитнес-продукта и абсолютно отвыкли зависеть от внешних факторов. Но замешательство быстро сменилось осознанием необходимости искать выход из сложившейся ситуации, генерировать новые идеи по поддержке наших клиентов в период самоизоляции. Нам нужно было сохранить персонал в полном объеме, организовать взаимодействие с партнерами и решать другие насущные задачи. Было сложно, но мы справились — благодаря нашему оптимизму. Мы не имеем права сдаваться, ведь наши клиенты ждут открытия клубов и верят, что скоро смогут прийти к нам на тренировки.

Сергей Савинов

«С.С.С.Р.»

К сожалению, карантин для нас еще не закончился, так как ограничения, которые для нас разработали, никак не коррелируют с тем ритмом работы, который нас бы устроил. Лето и без того период нижнего порога деятельности фитнес-индустрии, а с введенными ограничениями работу вообще можно считать приостановленной.

 


Сергей Мочалов

Камелот GYM

Конечно, мы еще с февраля с тревогой следили за распространением коронавируса в стране и в мире, отслеживали московские сводки о количестве заболевших, но продолжали работать. В начале марта , когда стало ясно, что масштабы заражения продолжают устойчиво разрастаться, мы закупили ультрафиолетовые рециркуляторы воздуха, установили их в раздевалках и залах нашего фитнес-клуба. На тренажеры прикрепили диспенсеры с антибактериальными салфетками. На ресепшне, в отделе продаж, на стойке тренеров в зале установили флаконы с антисептиком.

Где-то начиная с 16 марта мы стали узнавать от клиентов, что многие компании уже отправили своих сотрудников на удаленную работу. Посещаемость снизилась, это стало очень заметно. Сильно упали продажи клубных карт. Стало ясно, что людям страшно бывать в общественных местах.

На этом фоне мы выпустили обращение к клиентам, где попытались успокоить людей и объяснить, что клуб принял все возможные меры безопасности.

После чего нам сделали замечательную запись от клиентов в Книге отзывов — и в тот же день, 21 марта, в 6 часов вечера, мы получили предписание от Роспотребнадзора приостановить работу фитнес-клуба с 21 марта и до особого распоряжения. Кто же мог знать, что ждать этого «особого распоряжения» придется три долгих месяца.

Сначала были шок и растерянность. Первым делом сразу же оповестили при помощи смс-рассылки всех клиентов о закрытии клуба с 21 марта. Продублировали объявление на нашем сайте и в соцсетях. Разумеется, сообщили клиентам, что все их абонементы замораживаются на весь срок возможных ограничений. Тренеры стали забирать свои вещи из клуба, технические службы слили бассейн, отключили отопление, вентиляцию и ограничили энергопотребление. Уже тогда мы поняли, что наступает пора жесткой экономии ресурсов.

 


Александр Мамонтов

«Самокат»

Сейчас, оглядываясь на 3 месяца назад, можно спокойно говорить — за это время мы сделали для клуба больше, чем за год. Частично провели капитальный, и полностью косметический ремонт, обновили дизайн клуба, разработали множество проектных фитнес-направлений, исходя из пожеланий клиентов и новых реалий.

Вначале все были спокойны — никто не рассчитывал, что режим самоизоляции продлится 3 месяца. Мы рассчитывали не небольшой срок, от двух до четырех недель, и сильно не переживали. В конце апреля, когда все поняли, что мы «сидим» до конца мая, если честно, бывали моменты откровенного отчаяния, но мы все же справились с пессимистическим настроем. А сейчас и вовсе позитивно смотрим на ситуацию.

 


Любовь Жуковская

«Анатомия»

В начале было ощущение апокалипсиса, катастрофы, мы до последнего не могли поверить в реальность происходящего! Понимали, что никто ничем не поможет, рассчитывать придется только на себя. Понимали, что отдадим все заработанное по крупицам за пять лет существования «Анатомии». Было невероятно страшно, безумно жаль людей, которые отчаянно метались в поисках выхода из сложившейся ситуации! В феврале в двух клубах было более 100 тренеров – у всех семьи, дети… Никто не знал, что делать и сколько все это продлится. Это был кошмар.

За время карантина ребята более-менее адаптировались к онлайну – многие клиенты решили заниматься удаленно, что поддержало тренеров и, конечно, самих занимающихся! Очень важно было не распустить себя и поддерживать позитивный моральный настрой и дисциплину. Мы никак не контролировали тренировочный процесс и могли только радоваться, что наши ребята заняты. Надеемся, что после отмены ограничений люди выберутся из виртуальной реальности в студию, и мы сможем работать как раньше.


Была ли у вас какая-то активность в социальных сетях во время карантина — уроки по фитнесу, советы, прямые эфиры? Можно ли было это успешно монетизировать, опробовать новые способы дистанционных услуг?

Ольга Чиненова

X-Fit

Еще до введения карантинных мер, понимая, куда движется ситуация с распространением вируса, мы в тестовом режиме запустили онлайн-тренировки – первыми в отрасли, 19 марта. А уже с 23 марта эфиры стали регулярными и велись по расширенному расписанию. Изначально мы стартовали на YouTube-канале, а затем, по просьбе подписчиков, дополнили дистанционный формат трансляциями в Instagram. Помимо этого, регулярно выходили в эфир эксперты X-Fit с лекциями об особенностях тренировок дома, о здоровом питании, вопросах грамотной организации распорядка дня – поднимались самые разные темы health-инструктажа и диетологии.

Параллельно с онлайн-тренировками и экспертными эфирами, которые были доступны всем желающим в соцсетях, в клубах ввели новые услуги в онлайн-формате – персональные тренировки и недельные марафоны. В апреле эти решения клиенты поддержали с интересом и активностью, а вот в мае спрос заметно упал, потому что люди устали сидеть дома и стали выгорать эмоционально. Чтобы поддержать аудиторию, мы запустили в аккаунте @xfitofficial в Instagram бесплатный онлайн-марафон «PROжарКа: выход есть!», в рамках которого ежедневно велись дистанционные тренировки, и в прямом эфире проходили консультации специалистов X-Fit. Проект получил отличный отклик, вовлеченность и благодарность со стороны подписчиков.

В целом онлайн показал себя как хороший вариант для расширения линейки дополнительных услуг фитнес-клубов. Естественно, он не в состоянии заменить офлайн-тренинг, о чем свидетельствует в том числе его слабая монетизация (несмотря на то, что такие услуги стоят значительно меньше, их востребованность ниже). Но при необходимости онлайн может стать отличным вариантом для включения в пакет гибридных карт, которые актуальны для тех, кто по роду своей профессиональной деятельности, к примеру, из-за частых командировок, или по иным причинам не может часто бывать в фитнес-клубе. Думаю, для таких клиентов мы сохраним онлайн-возможности в портфеле XFit. Также пока не отказываемся от бесплатных прямых эфиров в Instagram и на YouTube-канале – они доступны ежедневно, по расписанию.

 


Сергей Савинов

«С.С.С.Р.»

Мы очень активно работали и продолжаем работать в интернет-пространстве, чтобы сохранить здоровье, настроение и лояльность своих клиентов. Монетизировать такую деятельность мы и не планировали и цели заработать на сложившейся ситуации перед собой не ставили. Мы хотели поддерживать людей морально и физически, и мы сделали это.

Сергей Мочалов

Камелот GYM

21 марта мы провели первое экспресс-собрание с тренерами по поводу продолжения уроков в онлайн-формате. Опросили всех, чтобы понять, кто готов, кто способен вести уроки в прямом эфире, подключаться из места самоизоляции, из дома или с дачи. Ведь устойчивый интернет есть не у всех, а мобильный испытывал сильные перегрузки в первый месяц карантина.

Результатом нашего мозгового штурма стал первый выход в эфир в Instagram 23 марта. Мы сразу же распределили уроки между тренерами, договорились о времени выхода в прямой эфир и разместили онлайн-расписание в наших соцсетях.

После первой недели прямых эфиров стало ясно, что они стали настоящим спасением для тех, что привык регулярно тренироваться! Количество просмотров и подключений к онлайн-урокам неуклонно росло, было много обратной связи от зрителей, комментариев, подписок на нашу страницу.

Наши преданные клиенты и те, кто случайно нашел нас в сети, ориентируясь по хештэгам типа #онлайнтренировки, благодарили за эфиры, задавали вопросы тренерам, общались в онлайне, активно комментировали уроки. Несмотря на возросшую популярность онлайн уроков, мы не стали монетизировать это направление. Решили, что все мы – и сотрудники, и зрители, — находимся в одной лодке, при равных обстоятельствах. Клиенты уже приобрели у нас абонементы, разве честно заставлять их платить за прямые эфиры? А если речь о посторонних зрителях, то нам не жалко, даже наоборот – пожалуйста, присоединяйтесь, участвуйте, тренируйтесь с нами! А когда ограничения будут сняты – милости просим в наш клуб, но уже очно!

Время шло, тренеры втянулись в онлайн-режим, привыкли к регулярным выходам в эфир. А вот про клиентов так не скажешь – к концу второго месяца интерес к онлайн-урокам заметно снизился. Да это и понятно – накопилась усталость, да и весна закончилась, многие переместились за город, на дачу, там уже стало не до тренировок. Смотреть наши прямые эфиры остались только самые преданные клиенты.

 


Александр Мамонтов

«Самокат»

Мы ввели онлайн-тренировки для всех. Прямые эфиры в социальных сетях и записи тренировок на YouTube. Кроме этого добавили много полезного рекомендательного контента в социальных сетях.

Мы приняли решение, что все онлайн-тренировки будут абсолютно бесплатными, чтобы поддержать наших клиентов в сложный период, ни о какой монетизации речи не шло.

 


Любовь Жуковская

«Анатомия»

«Анатомия» предоставляет услуги персональных тренировок, направленных на восстановление и поддержание хорошей физической формы, мы ювелирно работаем со сложными случаями, улучшаем осанку, тренируем при сколиозе, организовываем восстановление после родов и травм – на стыке фитнеса и медицины. Этот вид услуг весьма сложно перенести в онлайн. Как клуб мы не зарабатывали. Наоборот, мы платили и платим аренду за помещение. В то же время мы продолжали публиковать информационные материалы о работе с телом на всех наших страницах – соцсети «Анатомии» давно превратились в значимые самостоятельные СМИ о здоровом движении.

Имея такой ресурс, мы активно поддерживали наших тренеров медийно. Записывали совместные тренировки в наших соцсетях, выкладывали комплексы упражнений, проводили прямые эфиры и обязательно давали ссылки на личные аккаунты наших тренеров. Это помогло им получить ощутимую материальную поддержку. Например, один из ведущих тренеров «Анатомии» Гера Елгин за время режима самоизоляции запустил целых три онлайн-курса, в том числе и для профессиональных тренеров.

Мы рады поддерживать наших тренеров, потому что уверены – в такой ситуации возможно выжить только в плотном сотрудничестве друг с другом.


Правила, по которым теперь будет работать отрасль — насколько они совместимы с тренировками и насколько возможно их соблюдать?

Ольга Чиненова

X-Fit

При желании возможно все. Рекомендации Роспотребнадзора довольно жесткие и серьезно ограничивают возможности бизнеса, в частности, снижают проходимость клубов, что неминуемо скажется на материальной стороне дела. Но объективно – соблюдение правил необходимо, так как только с их помощью можно обеспечить безопасность тренировочного процесса и избежать новых заражений. В то же время важно понимать, что не только клубы обязаны обеспечивать меры безопасности, но и клиенты должны серьезно подходить к вопросу – использовать средства индивидуальной защиты, соблюдать социальную дистанцию и с пониманием относиться к сложившейся ситуации. Эти сложности временны, и чем более ответственно мы все подойдем к вопросу, тем быстрее эти ограничения будут сняты.

И еще: сейчас мы являемся свидетелями новой картины действительности, в которой фитнес-отрасль стала не просто социально востребованным институтом, а обрела право голоса. Рекомендации Роспотребнадзора были смягчены после того, как представители фитнеса дали свои комментарии к первой редакции документа. В частности, то, что в масках тренироваться опасно для здоровья, стало основанием для изменения этого пункта – теперь клиентам рекомендовано носить средства индивидуальной защиты во время пребывания в клубе, но непосредственно на занятии маску можно не надевать; главное – соблюдать правила личной гигиены и выдерживать безопасную социальную дистанцию.

 


Сергей Мочалов

Камелот GYM

После того, как были названы этапы постепенного снятия ограничений, мы стали узнавать, на каких условиях разрешат работать фитнес-центрам. Получили рекомендации от Роспотребнадзора, а буквально на днях, 17 июня, от Москомспорта пришел так называемый «защитный протокол» — то есть список требований, которые необходимо соблюдать после открытия. Это, в первую очередь, требование социальной дистанции в 1,5 метра при входе и в раздевалках, и до 5 метров на 1 человека при занятиях в бассейне. Это необходимость измерять температуру сотрудников бесконтактным способом, вести журнал измерений. Делать регулярную дезинфекцию, проветривание и т.п. Большую часть требований мы соблюдали самостоятельно еще до начала карантина. Так что сложностей с этим не будет.

 


Александр Мамонтов

«Самокат»

Благодаря плотному сотрудничеству Ассоциации операторов фитнес-индустрии России с контролирующими органами власти мы получили абсолютно реальные по выполнению требования.

 


Любовь Жуковская

«Анатомия»

Мы соблюдаем все требования — и даже больше! — чтобы людям было спокойно.



Ожидаете ли вы снижения количества клиентов — все же наступил летний период, а многие люди все еще боятся заболеть. Есть ли у вас какая-то программа по привлечению новых клиентов?

Ольга Чиненова

X-Fit

С одной стороны, люди соскучились по фитнесу и с нетерпением ждут открытия клубов и встречи со своими любимыми тренерами, хотят вновь вернуться к привычному режиму активности и прийти в форму. С другой – среди аудитории сохраняются тревожные опасения в связи с коронавирусом, а также многим не нравятся меры, продиктованные Роспотребнадзором. Так, чтобы распределять клиентские потоки в клубах, мы предлагаем запись на тренировки в ту или иною зону клуба. И очевидно, что подобные решения людям не по душе. Да, думаю, спад посещаемости будет, но, надеюсь, не сильный. Все-таки фитнес – это прямая возможность укрепить иммунитет, а именно это сейчас всем так необходимо.

 


Сергей Савинов

«С.С.С.Р.»

Мы ожидаем ухудшения спроса в нашей сфере из-за введенных правил, из-за укрепившейся боязни общественных пространств, а также, в целом, из-за снизившегося дохода граждан.

 


Сергей Мочалов

Камелот GYM

Возобновление работы фитнес-центров совпало с серединой лета, жаркой погодой, снятием иных ограничений на передвижение и путешествия по стране. Плюс естественная боязнь общественных пространств после пандемии. Мы все понимаем и не ожидаем фитнес-бума. Планируем неделю-другую после открытия присматриваться, чтобы понять настроения клиентов, после чего, возможно, подкорректируем расписания групповых программ, возможно дополним живой поток онлайн-уроками — как раз для тех, кто пока опасается посещать клуб. Надеемся, что спустя месяц после открытия будем иметь более полное представление о том, куда будет двигаться фитнес-индустрия. Теперь гораздо большее внимания будем уделять общению в соцсетях, постоянно делать интересный фитнес-контент, вовлекая таким образом новых клиентов. Попробуем уличные тренировки в мини-группах, благо в 100 метрах от клуба есть прекрасный Парк-усадьба Трубецких в Хамовниках. Будем активнее знакомиться с соседями – ведь клуб у нас небольшой, поэтому удобный для посещения именно жителям нашего района Хамовники.

 


Александр Мамонтов

«Самокат»

За несколько недель до открытия мы провели опрос среди наших клиентов, по результатам которого 57% были готовы вернуться в клуб сразу после открытия, 17% пока не готовы посещать общественные места и точно не станут ходить в зал до конца лета. Согласно нашей статистике, в летний период посещаемость снижается на 30-35%. А учитывая требования Роспотребнадзора, эти показатели помогут нам удовлетворить все потребности клиентов, готовых посещать клуб.

Привлечь новых клиентов будет сложнее обычного, но, если брать в расчет рост онлайн-услуг во время пандемии, аудитория фитнес-индустрии возросла и наша задача сейчас — привлечь эту новую аудиторию в клубы.

 


Любовь Жуковская

«Анатомия»

Разумеется, мы даже не надеемся, что количество клиентов до конца года хоть как-то приблизится к докарантинному уровню. О лете даже говорить нечего! Я уверена, что будет колоссальное снижение активности по всей отрасли, многие клубы в итоге закроются. Мы настроены продержаться, но все будет зависеть от политической и эпидемиологической ситуации осенью.


Вы будете компенсировать коронавирусный простой владельцам абонементов — все же почти три месяца они не посещали залы? Если да, то каким образом?

Ольга Чиненова

X-Fit

На период временного закрытия фитнес-клубов все карты были автоматически заморожены. После долгожданного открытия будем компенсировать клиентам пропущенные занятия за счет продления абонементов.

 


Сергей Савинов

«С.С.С.Р.»

Все проблемы, которые на нас навалились, мы решаем сами и без чьей-либо поддержки. Поэтому и ситуацию с заморозкой карт наших клиентов берем на себя, компенсируем все три месяца.

 


Сергей Мочалов

Камелот GYM

Как уже было отмечено ранее, мы сразу же оповестили всех клиентов, что их контракты будут автоматически заморожены на все время ограничения работы клуба. Сейчас, когда клуб открылся, мы идем навстречу тем, кто все еще опасается заниматься фитнесом и продлеваем им заморозку по договоренности.

 


Александр Мамонтов

«Самокат»

Пока что это конфиденциальная информация.

 


Любовь Жуковская

«Анатомия»

У нас нет абонементов и, соответственно, нет простоев. Люди в «Анатомии» платят только за то, чем действительно пользуются. Пришли в клуб тренироваться – заплатили.



Как вы видите восстановление индустрии и сколько времени это займет?

Ольга Чиненова

X-Fit

Восстанавливаться придется долго. Даже сейчас полностью оценить объем потерь сложно, так как не все процессы и партнерские отношения возобновлены. Также еще не ясно, какой процент клиентов решит отказаться от посещения фитнес-клубов, как из-за опасений в связи с эпидемиологической обстановкой, так и в силу непростой экономической ситуации, сложившейся во многих сферах бизнеса. Мы не ждем чудес и понимаем, что платежеспособность населения изменилась. Пока просто надеемся, что фитнес, который для многих уже стал неотъемлемой частью жизни, останется в поле интересов и возможностей нашей аудитории.

 


Сергей Савинов

«С.С.С.Р.»

На мой взгляд, наша индустрия будет восстанавливаться прямо пропорционально ситуации в стране. Как только у людей появятся уверенность, стабильность и деньги — это сразу отразится и на нас.

 


Сергей Мочалов

Камелот GYM

Фитнес – традиционно сезонный бизнес. Летом затишье, активность начинает расти с середины сентября, а пик приходится на ноябрь, затем начинается плавный уход на зимние каникулы и, само собой, активная подготовка к лету с февраля по середину апреля. С учетом ситуации с коронавирусом в мире, как нам кажется, в этом году уже былой активности не будет. Очень надеемся, что ситуация полностью выправится к февралю следующего, 2021 года.

 


Александр Мамонтов

«Самокат»

Мы смотрим оптимистично и планируем выйти на прошлогодние показатели уже в 2021 году.

 


Любовь Жуковская

«Анатомия»

Если честно, не знаю. Сложно давать прогнозы в такой ситуации. Пока мы работаем, а что будет дальше — покажет время.


  • Спецпроект