5 причин полюбить фильмы Майкла Бэя

5 причин полюбить фильмы Майкла Бэя

Иван Афанасьев   27 февраля 2020
3 мин
5 причин полюбить фильмы Майкла Бэя

В феврале стукнуло 55 лет пироману и любителю маскулинных игрушек Майклу Бэю – возможно, самому взрывоопасному режиссеру современности. Устойчивая формула его творчества — взрывы + взрывы + непритязательный сюжет + красивые женщины. В то время как другие постановщики стараются придумать все более изящные способы удивить зрителя, Бэй остается верен себе и просто упоенно разрушает все на съемочной площадке тоннами взрывчатки. Редакция Time Out приводит пять причин, почему стоит перестать беспокоиться и полюбить атомного режиссера.

Вечный ребенок

«Призрачная шестерка»

Тяжело найти человека с более сформировавшимся почерком, чем у него. Просто включите любой его фильм с любого места – и человек, знакомый с миром кино, тут же уверенно скажет вам, кто снял эту картину. Бэй с каким-то запредельным восторгом разглядывает через камеру огнестрельное оружие, разносит в клочья дорогие машины и, конечно, устраивает фирменный праздник из взрывов, салютов и огня. С ним можно устроить себе специфический Новый Год. И, как истинный ребенок, он до сих пор с огромным восторгом смотрит на женщин и радуется их красоте.


Настоящий автор

«Кровью и потом: Анаболики»

При желании любой киновед может подвергнуть его фильмы детальному анализу и проследить эволюцию творчества. В начале Бэй через призму камеры рассматривал мужскую психологию («Плохие парни», «Скала»), затем переключился на технократическую революцию и ее влияние на капиталистический мир («Остров», серия «Трансформеры»), а затем снова вернулся к героическим мужчинам, которые идентифицируют себя в новом ноуменальном мире («Кровью и потом: Анаболики», «13 часов: Тайные солдаты Бенгази»). Конечно, мы слегка пародируем среднестатического умного кинокритика, но Бэй был бы рад, если бы его фильмы разобрали на винтики, как он поступает со своими героями и декорациями.


Чистое развлечение

Трансформеры: Последний рыцарь

Но на самом деле Майклу это не нужно: он хочет, чтобы вы, наоборот, отключили мозг и просто ловили чистый кайф, в качестве которого кино изначально и задумывалось. Вспомните даже фильмы Marvel, эталон современного развлекательного кино: Танос задается философскими вопросами о бытии, герои предстоящих фильмов разбираются со своей сексуальной ориентацией, а Росомаха решает экстратерриториальные вопросы. Бэй же просто говорит: расслабься и наслаждайся – красивыми взрывами, красивыми машинами, красивыми женщинами и красивой компьютерной графикой.


Женщины как произведение искусства

«Перл-Харбор»

В нашем динамичном мире меняется восприятие гендера: феминизм, #metoo и эмансипация женщин приводят к скандалам вроде высказывания Катрин Денев о перегибах против сексуальной агрессии, а это, в свою очередь, приводит не только к хорошим последствиям. Красиво показать женщину теперь в большинстве случаев значит ее «объективизировать». Из искренних фанатов феминной красоты остаются разве что, смешно сказать, Тарантино и Майкл Бэй: в их фильмах женщины выглядят как картины из Лувра.


Взрывы!

«Скала»

Ну и, конечно, где вы еще найдете такую пиротехнику, как в фильмах Бэя? Ближайший конкурент Ролланд Эммерих увлекается в основном деконструкцией больших городов средствами стихии и внеземных существ, да и он в последнее время стал достаточно унылым (взять хотя бы недавний «Мидуэй»). Кто еще? Японцы с их тягой к разрушениям и фильмам-катастрофам — слишком специфичное кино. Алекс Пройас с его тягой к гигантизму — слишком неровный. Остается только Бэй. Его фильмы — праздник для глаз: все вокруг горит, пылает и рассыпается снопами искр. Да, он не снимает авторское кино. Зато никто больше не умеет так эффектно взрывать.