Честь, вежливость и суицид: 10 фактов о токийском метро, которые вас удивят

Честь, вежливость и суицид: 10 фактов о токийском метро, которые вас удивят

Элиот Лилит   16 декабря 2019
5 мин
Честь, вежливость и суицид: 10 фактов о токийском метро, которые вас удивят

Поездки на метро давно стали частью ежедневной рутины жителей больших городов. Казалось бы, чем может удивить россиянина метро в других странах? В случае токийского метро — многим. Time Out выбрал десять самых необычных фактов об устройстве современного японского метрополитена.

Сумасшедшие часы пик

Токийское метро известно своим колоссальным пассажирооборотом в часы пик. Станция Синдзюку, попала в книгу рекордов Гиннесса как самая загруженная в мире. В интернете можно найти множество фото и видеороликов, в которых чинные японские офисные работники, усталые студенты и школьники упаковываются в переполненные вагоны, как сардины в банку. Иногда в этом им помогают работники станций, запихивающие пассажиров туда, где, казалось бы, яблоку негде упасть.

Самое мудрое решение для туриста — не пользоваться общественным транспортом в часы пик. В остальное время токийское метро покажется более цивилизованным, чем русское — в ожидании поезда все пассажиры выстраиваются в очередь на отведенных местах, а составы пунктуально приходят по расписанию.

Оплата за расстояние

В отличие от русского метро, в Японии платят не за вход, а за расстояние, которое ты проехал. Цены не дешевые: начинаются от 170-310 йен (100-200 рублей) и выше — в зависимости от того, сколько пассажир накатался. Расходы на транспорт могут сильно ударить по бюджету, да и посчитать, на какую сумму требуется билет, бывает сложно. Простой выход — приобрести карточку «Суика» — аналог российских «Тройки» и «Подорожника». Если не хватает на проезд, всегда можно внести деньги в автомате внутри станции, и не нужно беспокоиться, как бы не потерять билет до конца поездки. А еще с помощью «Суика» можно платить в автоматах с напитками и круглосуточных магазинах комбини.

Женские вагоны

В часы пик начинают работать не только профессиональные заталкиватели пассажиров в поезд, но и особые женские вагоны. Двери этих вагонов и места на платформе, напротив которых они останавливаются, помечены специальными знаками. Женские вагоны были введены как мера борьбы с домогательствами в общественном транспорте, представлявшими серьезную проблему в Японии. В часы пик женские вагоны пускают не только женщин, но также детей и инвалидов. В остальное время они работают как самые обычные вагоны метро.

Запутанное метро

Метро в Токио не только дорогое, но и запутанное — рядом с ним меркнет даже лондонский гигант. В токийском метро действуют два оператора линий метрополитена — Tokyo Metro и Toei, но есть и линии, принадлежащие частным операторам, например, линия Keio, и система наземных железных дорог JR. Все вместе они образуют огромную сеть общественного транспорта, в которой легко потеряться — не спасает даже то, что все названия и указатели на станциях дублируются на английском языке. Иногда лучше попросить помощи у станционных работников — конечно, если среди них найдется хоть один англоговорящий.

Спящие люди

Настоящий японец может заснуть где и когда угодно, вагон метро — не исключение. Обычно скромные и обеспокоенные комфортом окружающих, спящие японцы без зазрения совести заваливаются на своих соседей, сладко посапывая. Заснувшего соседа можно разбудить, и тогда он извинится, сядет прямо, но уже через две минуты его голова снова окажется на вашем плече.

Этим дело не ограничивается — японцы умеют спать стоя, держась за поручни, и делают это так же сладко, как в собственной постели. Особенно часто это происходит в первых поездах в субботу и воскресенье. Но стоит объявить нужную станцию, как японец моментально проснется и резво выскочит из поезда навстречу своим делам.

Тихие вагоны

В России невозможно и двух станций проехать без галдящих над ухом студентов, зарабатывающих на хлеб музыкантов и назойливых продавцов жизненно необходимых обложек на паспорт и блютуз-гарнитур. В японском метро все по-другому: здесь шуметь не принято. Совершать телефонные звонки в общественном транспорте — грубое нарушение этикета. В вагонах висят объявления, напоминающие перевести мобильные телефоны в беззвучный режим, чтобы не беспокоить других пассажиров, а все разговоры ведутся шепотом или на пониженных тонах.

Не уступайте места беременным женщинам, пожилым людям и пассажирам с детьми

Если в России не уступить место старшему ужасно невежливо, то в Японии все с точностью до наоборот. Японцы не уступают места пожилым людям и беременным женщинам — это может быть расценено как грубость, отношение свысока, как к слабому. Даже если попытаться уступить место японской бабушке, совсем не факт, что она согласится. Единственный способ остаться верным своим принципам — сделать вид, что ты выходишь, и перейти в другой вагон, оставив место свободным.

Самоубийцы

Японские поезда опаздывают редко — в основном из-за погодных условий, например, неожиданного снегопада, которые в Токио редкость. Однако есть и другая причина — самоубийцы. В Японии броситься под поезд — популярный способ среди тех, кто хочет свести счеты с жизнью. С этим борются крупными штрафами, которые ложатся на неудавшихся самоубийц. Или, если попытка увенчалась успехом, на их семьи, но даже это не всегда удерживает людей от прыжка под поезд. Самоубийства — известная национальная проблема Японии, здесь отмечают один из самых высоких уровней суицидов в странах первого мира.

Прокаженные иностранцы

Для Японии нет ничего необычного в сцене: иностранец садится в метро, а японцы по бокам от него торопливо подскакивают и перебираются на место подальше. Со стороны может показаться, что иностранцев здесь считают прокаженными, но как правило, причина кроется в другом. Жители Японии, особенно старшего поколения, редко владеют иностранными языками. Не следует обижаться на пугливых японцев: скорее всего, они просто боятся, что им зададут вопрос на английском языке, а они не поймут, не смогут ответить и опозорятся.

Ездим с комфортом

Япония заботится о комфорте своих граждан и гостей. В метро это выражается в незаменимых мелочах: например, во всех вагонах есть полки для багажа, куда можно положить тяжелые вещи. В летнюю жару здесь работают кондиционеры, а зимой включается подогрев сидений. И на каждой станции есть бесплатные туалеты в хорошем состоянии: мужские, женские и для инвалидов, а также автоматы с напитками, в которых продаются даже супы и горячие чай, кофе и какао в зимнее время года.