Честь, вежливость и суицид: 10 фактов о токийском метро, которые вас удивят

Честь, вежливость и суицид: 10 фактов о токийском метро, которые вас удивят

Элиот Лилит   16 декабря 2019
5 мин
Честь, вежливость и суицид: 10 фактов о токийском метро, которые вас удивят

Поездки на метро давно стали частью ежедневной рутины жителей больших городов. Казалось бы, чем может удивить россиянина метро в других странах? В случае токийского метро — многим. Time Out выбрал десять самых необычных фактов об устройстве современного японского метрополитена.

Сумасшедшие часы пик

Токийское метро известно своим колоссальным пассажирооборотом в часы пик. Станция Синдзюку, попала в книгу рекордов Гиннесса как самая загруженная в мире. В интернете можно найти множество фото и видеороликов, в которых чинные японские офисные работники, усталые студенты и школьники упаковываются в переполненные вагоны, как сардины в банку. Иногда в этом им помогают работники станций, запихивающие пассажиров туда, где, казалось бы, яблоку негде упасть.

Самое мудрое решение для туриста — не пользоваться общественным транспортом в часы пик. В остальное время токийское метро покажется более цивилизованным, чем русское — в ожидании поезда все пассажиры выстраиваются в очередь на отведенных местах, а составы пунктуально приходят по расписанию.

Оплата за расстояние

В отличие от русского метро, в Японии платят не за вход, а за расстояние, которое ты проехал. Цены не дешевые: начинаются от 170-310 йен (100-200 рублей) и выше — в зависимости от того, сколько пассажир накатался. Расходы на транспорт могут сильно ударить по бюджету, да и посчитать, на какую сумму требуется билет, бывает сложно. Простой выход — приобрести карточку «Суика» — аналог российских «Тройки» и «Подорожника». Если не хватает на проезд, всегда можно внести деньги в автомате внутри станции, и не нужно беспокоиться, как бы не потерять билет до конца поездки. А еще с помощью «Суика» можно платить в автоматах с напитками и круглосуточных магазинах комбини.

Женские вагоны

В часы пик начинают работать не только профессиональные заталкиватели пассажиров в поезд, но и особые женские вагоны. Двери этих вагонов и места на платформе, напротив которых они останавливаются, помечены специальными знаками. Женские вагоны были введены как мера борьбы с домогательствами в общественном транспорте, представлявшими серьезную проблему в Японии. В часы пик женские вагоны пускают не только женщин, но также детей и инвалидов. В остальное время они работают как самые обычные вагоны метро.

Запутанное метро

Метро в Токио не только дорогое, но и запутанное — рядом с ним меркнет даже лондонский гигант. В токийском метро действуют два оператора линий метрополитена — Tokyo Metro и Toei, но есть и линии, принадлежащие частным операторам, например, линия Keio, и система наземных железных дорог JR. Все вместе они образуют огромную сеть общественного транспорта, в которой легко потеряться — не спасает даже то, что все названия и указатели на станциях дублируются на английском языке. Иногда лучше попросить помощи у станционных работников — конечно, если среди них найдется хоть один англоговорящий.

Спящие люди

Настоящий японец может заснуть где и когда угодно, вагон метро — не исключение. Обычно скромные и обеспокоенные комфортом окружающих, спящие японцы без зазрения совести заваливаются на своих соседей, сладко посапывая. Заснувшего соседа можно разбудить, и тогда он извинится, сядет прямо, но уже через две минуты его голова снова окажется на вашем плече.

Этим дело не ограничивается — японцы умеют спать стоя, держась за поручни, и делают это так же сладко, как в собственной постели. Особенно часто это происходит в первых поездах в субботу и воскресенье. Но стоит объявить нужную станцию, как японец моментально проснется и резво выскочит из поезда навстречу своим делам.

Тихие вагоны

В России невозможно и двух станций проехать без галдящих над ухом студентов, зарабатывающих на хлеб музыкантов и назойливых продавцов жизненно необходимых обложек на паспорт и блютуз-гарнитур. В японском метро все по-другому: здесь шуметь не принято. Совершать телефонные звонки в общественном транспорте — грубое нарушение этикета. В вагонах висят объявления, напоминающие перевести мобильные телефоны в беззвучный режим, чтобы не беспокоить других пассажиров, а все разговоры ведутся шепотом или на пониженных тонах.

Не уступайте места беременным женщинам, пожилым людям и пассажирам с детьми

Если в России не уступить место старшему ужасно невежливо, то в Японии все с точностью до наоборот. Японцы не уступают места пожилым людям и беременным женщинам — это может быть расценено как грубость, отношение свысока, как к слабому. Даже если попытаться уступить место японской бабушке, совсем не факт, что она согласится. Единственный способ остаться верным своим принципам — сделать вид, что ты выходишь, и перейти в другой вагон, оставив место свободным.

Самоубийцы

Японские поезда опаздывают редко — в основном из-за погодных условий, например, неожиданного снегопада, которые в Токио редкость. Однако есть и другая причина — самоубийцы. В Японии броситься под поезд — популярный способ среди тех, кто хочет свести счеты с жизнью. С этим борются крупными штрафами, которые ложатся на неудавшихся самоубийц. Или, если попытка увенчалась успехом, на их семьи, но даже это не всегда удерживает людей от прыжка под поезд. Самоубийства — известная национальная проблема Японии, здесь отмечают один из самых высоких уровней суицидов в странах первого мира.

Прокаженные иностранцы

Для Японии нет ничего необычного в сцене: иностранец садится в метро, а японцы по бокам от него торопливо подскакивают и перебираются на место подальше. Со стороны может показаться, что иностранцев здесь считают прокаженными, но как правило, причина кроется в другом. Жители Японии, особенно старшего поколения, редко владеют иностранными языками. Не следует обижаться на пугливых японцев: скорее всего, они просто боятся, что им зададут вопрос на английском языке, а они не поймут, не смогут ответить и опозорятся.

Ездим с комфортом

Япония заботится о комфорте своих граждан и гостей. В метро это выражается в незаменимых мелочах: например, во всех вагонах есть полки для багажа, куда можно положить тяжелые вещи. В летнюю жару здесь работают кондиционеры, а зимой включается подогрев сидений. И на каждой станции есть бесплатные туалеты в хорошем состоянии: мужские, женские и для инвалидов, а также автоматы с напитками, в которых продаются даже супы и горячие чай, кофе и какао в зимнее время года.

выберите открытку

Каролина Росляк
1) Каролина Росляк (1)
Михаил Рубанков
2) Михаил Рубанков (2)
Катя Улитина
3) Катя Улитина (3)
Егор Корягин
4) Егор Корягин (4)

1) Каролина Росляк;

2) Михаил Рубанков;

3) Катя Улитина;

4) Егор Корягин.