6 причин сходить на фестиваль экспериментального кино в Москве

6 причин сходить на фестиваль экспериментального кино в Москве

Андрей Писков   26 сентября 2018
5 мин
6 причин сходить на фестиваль экспериментального кино в Москве

С 26 по 30 сентября в столице пройдет уже третий международный фестиваль экспериментального кино, собравший в этом году внушительную программу из спецпоказов, ретроспектив, лекций и аудиовизуальных перфомансов. Time Out выбрал шесть самых интригующих мероприятий, помимо конкурсной программы, на которые стоит обратить внимание.

VR-фильм «Заброшенный»

29 сентября — 2 октября, Музей «Гараж»
 
Одна из главных жемчужин фестиваля этого года — нашумевший VR-экспириенс тайваньского режиссера Цая Минляна, премьера которого состоялась на Венецианском кинофестивале в прошлом году. Минлян, всю жизнь снимавший экспериментальное кино, использует инструмент виртуальной реальности, чтобы передать ощущения из собственного жизненного опыта.

Три года назад из-за плохого состояния здоровья он переселился в горы вместе с актером Ли Каншеном. Они жили рядом с насекомыми и птицами, отремонтировали старый дом и стали возделывать землю. Позже Минлян вспоминал: «Вокруг нашего дома стояли другие, заброшенные и ветхие. Иногда у меня возникало ощущение, что соседи у нас все-таки есть, но мы их не видим». Так появился виртуальный эксперимент о заброшенном храме, где обитают призраки и духи (оригинальное название фильма «Дом храма Лан Ре» отсылает к рассказу о призраках).
 
Для показа фильма будет использоваться система виртуальной реальности HTC Vive Pro.

Ретроспектива и лекция Петера Кубелки

27 сентября в 19:55, Электротеатр «Станиславский»
28 сентября в 19:30, Электротеатр «Станиславский»
30 сентября в 20:00, Музей «Гараж»


 
Легендарный австрийский режиссер и теоретик, один из основателей Австрийского музея кино Петер Кубелка впервые с 1970-х годов приедет в Москву, чтобы лично представить две серии своих экспериментальных работ. 27 сентября состоится показ его «метафорических фильмов», которые стали первыми авангардными картинами в австрийском кино. Среди них культовые «Мозаика с уверенностью» и «Наша поездка в Африку». 28 сентября режиссер продолжит серию встреч показом «метрических фильмов», созданных им в конце 1950-х годов и объединенных общей ритмической структурой. Все фильмы демонстрируются с 16мм и 35мм кинопленки.
 
Завершающим событием станет одна из самых известных лекций-перфомансов Кубелки под названием «Метафоры для рта, глаз и ушей». Режиссер проведет ее в особом импровизационном формате, где кино и философия существуют на равных с повседневными предметами: кухонной утварью, музыкальными инструментами и едой.

Специальные показы

В рамках секции «специальных показов» на фестивале можно будет попасть на премьеры новых картин выдающихся мировых авторов экспериментального кино. Рассказываем о некоторых из них.

«Сон объял ее дом»

28 сентября в 12:20, Электротеатр «Станиславский»
29 сентября в 17:00, Центр документального кино

Мрачное гипнотическое путешествие вглубь леса после конца времен, снятое валлийцем Скоттом Барли на Iphone 6. Благодаря длительным статичным кадрам фильм похож на движущиеся картины и погружает в созерцательный, гипнотический опыт, объединяющий игровое кино, фотографии и нарисованные вручную изображения.

«Зеленый туман»

29 сентября в 19:00, Центр документального кино

Found-footage ремейк «Головокружения» Альфреда Хичкока от канадца Гая Мэддина и братьев Джонсон. В качестве медиума авторы избрали фильмы и телевизионные шоу, снятые исключительно в Сан-Франциско, где происходит действие культовой картины. Однако получившийся у них фильм, сделанный из по-новому интерпретированных кадров, лишь по форме напоминает шедевр Хичкока, оставаясь непредсказуемым авангардным полотном.

«Каниба»

30 сентября в 19:00, Центр документального кино
 

Документальный фильм-наблюдение Верены Паравель и Люсьена Кастен-Тэйлора («Левиафан») об одном из самых известных каннибалов XX века. 32-летнего студента парижской Сорбонны Иссея Сагаву арестовали 13 июня 1981 года, когда он пытался избавиться от изгрызенных останков своей однокурсницы, которую убил двумя днями ранее. Признанный невменяемым, Сагава вернулся в Японию, где более 30 лет жил за счет популярности совершенного им убийства.

Серия живых аудиовизуальных перфомансов AUX Night

28 сентября в 21:00, «Новое пространство» Театра наций

Серия живых перформансов видеохудожников, композиторов и музыкантов, которая пройдет в «Новом пространстве» Театра наций.
Программу откроет саунд-артист из Санкт-Петербурга Дима Аникин. Вместе со струнным ансамблем он исполнит для широкой публики четыре композиции из своего нового EP «Вой сирен». Вечер продолжат специальный гость фестиваля голландский художник Йост Реквельд и музыкант Гриша Мумриков. Они встретятся, чтобы провести импровизированный аудиовизуальный перформанс: протяжный голос кларнета будет преобразован в сгенерированные визуальные паттерны, которыми Реквельд будет управлять с помощью компьютера собственной сборки.
 
Вслед за ними выступит композитор и музыкант Zurkas Tepla, который исполнит тревожный лайв к своему found-footage фильму «В той же тачке». Это картина-коллаж о фальшивых воспоминаниях и романтизации скринсейверов и текстов, написанных композитором. Завершит вечер Филипп Ильинский aka Phalf импровизационным лайв-сетом под видеоряд Ребекки Сальвадори, видеохудожницы из Лондона, с использованием модульных и DIY синтезаторов, редких гитарных педалей и компьютерного софта, синтезирующего звук. 

Desktop-перфоманс «Эйзенштейн. Screen Life»

29 сентября в 18:00, Лекторий Музея «Гараж»


 
В специальной программе, посвященной 120-летию Эйзенштейна, видеоэссеист Кевин Б. Ли представит фильмы-эссе о творчестве классика мирового кино. Остроумное размышление Зои Белофф о нереализованном проекте Эйзенштейна «Стеклянный дом», а также тщательный анализ гомоэротичных аллюзий в его фильмах, проделанный Марком Раппапортом, станут отправной точкой для desktop-перфоманса самого Кевина. В режиме реального времени он будет исследовать Интернет в попытке узнать, что из наследия великого русского режиссера мы можем усвоить в эпоху онлайн-видео, цифрового кинопроизводства и возникновения такого жанра киноповествования, как screen life.

Альманах советского параллельного кино

30 сентября в 14:25, Электротеатр «Станиславский»

Движение параллельного кино в СССР начало оформляться в начале 1980-х годов и, в отличие от западных независимых режиссеров, возникло в связи с непростым способом попадания в закрытую советскую систему «большого кино». Характерной особенностью этого движения стало отсутствие какой-либо идеологической направленности и отказ от фокуса на социальных проблемах. Режиссеры параллельного кино, такие как Игорь и Глеб Алейниковы, Евгений Юфит, Борис Юхананов, киногруппа «Че-Паев» и другие, стремились осмыслить себя в сфере чистого искусства без оглядки на потенциального зрителя, прессу или гонорар.
 
Альманах, представленный на фестивале, был собран Петром Поспеловым в 1990 году из фильмов братьев Алейниковых, киногруппы «Че-Паев» и самого Поспелова и отразил период выхода движения из подполья и прощание с авангардом. После показа состоится обсуждение фильмов с участием Петра Поспелова и Глеба Алейникова.