Лимон, мрамор и зеркало: расшифровываем символы голландских живописцев

Лимон, мрамор и зеркало: расшифровываем символы голландских живописцев

Сергей Морозов   13 октября 2016
3 мин
Лимон, мрамор и зеркало: расшифровываем символы голландских живописцев

В Пушкинском музее открылась выставка «Искусство жить. Интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета». За тяжеловесным названием скрывается камерная история, отправляющая нас прямиком в XVII век. Time Out не только позавидовал стильным интерьерам голландских буржуа, но и решил отыскать на полотнах символы, которые помогут понять скрытную живопись нидерландцев. В программе — спелые персики, азартные игры и вездесущие семейные ценности.

Корнелис де Ман, «Игроки в шахматы». 1670

Голландцы XVI — XVII веков — большие ревнители этих самых ценностей, поэтому часто художники не просто писали портреты, но изображали сценки из повседневной жизни. Например, герои картин музицируют — так художник подчеркивает образованность и высокий уровень культуры семьи. «Игроки в шахматы» демонстрируют более редкий сюжет. Хотя шахматы и интеллектуальная игра, они, наравне с картами и другими азартными играми, воспринимались как знак ошибочной жизненной цели, стремления к удовольствиям и развлечениям. 

Габриэль Метсю, «Девушка за вышиванием», 1661 — 1664

Портрет Метсю тоже символичен. И довольно нравоучителен: девушка, плетущая кружево в не самом теплом помещении (одета она не по-летнему), символизирует трудолюбие и добродетель. А клетка с вылетевшей птицей, напротив, намекает на своенравность, болтливость и чувственность. Выбор за зрителем.

Герард ван Донк, «Портрет молодой женщины, стоящей у верджинела»

Черно-белый пол — одна из главных примет голландских портретов. Наряду с восточными коврами, богатыми одеждами, фарфором и ювелирными изделиями, он символизирует высокий статус изображенных. Мрамор стоил так дорого, что обычно черно-белой шашкой выкладывали только холл — на радость гостям. Но художники были не прочь сделать своим моделям приятное, и украсить мрамором и другие помещения. 

Виллем Калф, «Натюрморт с кубком из перламутровой раковины». Около 1660

Виллем Калф — один из непревзойденных мастеров голландского натюрморта. В Пушкинском показывают одну из самых его гедонистских работ. Композиция демонстрирует сразу несколько символов роскоши и процветания: турецкий ковер, фарфоровое блюдо и кубок из перламутровой раковины. Впрочем, красота ходит рука об руку с губительным гедонизмом, так что художник оставил несколько предупреждений любителям удовольствий: спелые персики напоминают о грехопадении Адама и Евы, а лимон с аккуратно очищенной шкуркой — классический символ чувственных наслаждений.

Франс ван Мирис Старший, «Утро молодой дамы». Около 1660

Зеркала — предметы мистические, и оттого притягательные. Они нередко появляются в живописных интерьерах голландцев. Значение их двояко. С одной стороны, зеркало может символизировать тщеславие и самолюбование. Возможно, именно поэтому оно появляется на полотне Мириса Старшего «Утро молодой дамы». Героиня праздно глядит на собачку, пока служанка заправляет постель. Но зеркало также может намекать на иллюзию, скрытые смыслы. Картина Питера Янсенса Элинга с незамысловатым названием «Комната в голландском доме» изображает, на первый взгляд, вполне тривиальную сцену: служанка подметает полы. Но отражение в зеркале говорит нам, что женщина глубоко погружена в себя, мысли ее далеки от швабры и сора. Внешние обстоятельства и внутренний мир человека оказываются резко противоположны. 

До 10 января 2017, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Волхонка, 6