Запрещенные символы, «Черный квадрат» на Красной площади и другие странности NSK

Запрещенные символы, «Черный квадрат» на Красной площади и другие странности NSK

Сергей Морозов   5 октября 2016
4 мин
Запрещенные символы, «Черный квадрат» на Красной площади и другие странности NSK

В музее «Гараж» стартовала выставка «NSK: от “Капитала” к капиталу» — масштабный смотр творчества эпатажного объединения «Новое словенское искусство». Time Out рассказывает о том, как оно превратилось в виртуальное государство и других странностях NSK.

Сложный состав

В том, что такое NSK, несложно запутаться. Состав объединения — такой же сложный, как и у родины художников, канувшей в лету Югославии. В 1984-м его основали сразу три группы: адепты музыкального индастриала Laibach, группа визуального искусства IRWIN и театральная труппа «Театр сестер Сципиона Назики». А вскоре у «Нового словенского искусства» появился и отдел дизайна с провокативным по тогдашним меркам названием «Новый коллективизм». 

Похороны картины

В 1985 году группа IRWIN, отвечающая за художественную составляющую NSK, осуществила занятный проект. Художники написали четыре картины, сюжет которых был связан с землей, огнем, водой и воздухом. А затем (в буквальном смысле) отдали работы во власть стихий: изображение стога сена похоронили под землей, картину с пылающем полем обожгли горелкой, полотно с водой на час опустили в реку, а четвертую «воздушную» работу привязали к крыше автомобиля и прокатили из Любляны в Трбовле. 

Как ни странно, заигрывание художественного мира с реальным — не главная цель IRWIN. Все четыре картины создавались по мотивам работ арт-группы ОНО 60-х годов — повторение и переосмысление прошлого помогает спасти предшественников от забвения. К прошлому, подзабытому и не очень, словенцы вернутся еще не раз.

Спорные символы

В своей разносторонней деятельности NSK активно использовали тоталитарную символику — от вполне приемлемых в тогдашнем соцлагере серпа и молота до атрибутов Третьего рейха. Естественно, нарваться на скандал было проще простого. Один из них разгорелся в 1987-м вокруг плаката ко Дню молодежи. С виду работа была безобидная: вот вам — флаг Югославии, вот — голубь мира. Государственная комиссия ничтоже сумняшеся его утвердила, а затем выяснилось, что дизайнеры из «Нового коллективизма» вдохновлялись картиной нацистского художника Рихарда Клайна — просто поменяли символы Третьего рейха на югославские. Получилась впечатляющая, но опасная игра ассоциаций и параллелей.

Черный квадрат на Красной площади

В 1992 году решили вынуть из анналов истории знаменитый «Черный квадрат». Перерисовывать, закапывать и топить творение Малевича NSK не стали. Днем 6 июня словенцы в компании 15 художников и кураторов из России и Югославии расстелили на Красной площади черное полотно 22 на 22 метра. Как ни странно, никаких громких заявлений и программных речей толкать не стали — участники мирно побеседовали с праздно шатающимися горожанами, туристами и недоверчивыми милиционерами, а через полчаса свернули «Черный квадрат» и удалились.

Посольство в Москве

Ранее в том же году словенцы открыли в Москве «Посольство NSK». Разместилось оно в обычной квартире на Ленинском проспекте. С 10 мая по 10 июня здесь показывали артефакты NSK, а также проводили лекции и открытые встречи. В «посольстве» люди, ставшие частью грандиозных изменений нарождающейся постсоветской эпохи, могли переосмыслить травматичное превращение из homo soveticus во что-то новое.

Виртуальное государство

Где посольство, там и государство. Образовать свое NSK решили уже осенью 1992-го. Очень своевременно: СССР только что развалился, а родная Югославия готовилась повторить его участь. Поначалу гражданами NSK стали сами основатели, но затем его стали «населять» и другие. NSK выдавали паспорта, причем весьма солидные: каждой новой корочке присваивали уникальный номер. Также словенцы выпустили собственные марки и пооткрывали квази-консульства в разных странах мира. Государство NSK, ставшее поэтичной альтернативой государствам реальным, построенным не на территориальных, а эстетических принципах, благополучно существует и сегодня — в прошлом году NSK выдавали свои паспорта в Москве, на выставке «Грамматика свободы» в «Гараже». Но показывать такой документ пограничникам мы не советуем — вряд ли оценят. Зато любители искусства точно позавидуют.

Выставка проходит в музее «Гараж» с 30 сентября по 9 декабря 2016 года; Крымский вал, 9, стр. 32