сводить ребенка в Большой театр

Как сводить ребенка в Большой театр и не пожалеть об этом

  1 сентября 2016
5 мин
Как сводить ребенка в Большой театр и не пожалеть об этом

Позаботиться о билетах в главный театр страны на новогоднего «Щелкунчика» надо уже сейчас, — советует балетный критик Анна Гордеева.  

Купить билеты заранее

На все спектакли Большого можно купить билеты без переплаты. Правда. Просто надо позаботиться об этом пораньше. Запомните волшебное словосочетание — «три месяца». За три месяца до спектакля билеты на Историческую и на Новую сцены театра появляются в кассах (на Театральной площади и в ГУМе). В Бетховенский зал, что расположен под землей и отдан полуконцертным представлениям, — за два месяца.  Первый день продаж — всегда суббота; соответственно, смотрите афишу театра, находите нужные балет или оперу, отсчитываете три месяца назад и ищете ближайшую к этому дню субботу. Например: 3 сентября откроется продажа билетов на балет «Спартак», что покажут 29 и 30 ноября на Исторической сцене и на музыкальное представление для малышей «Байки о лисе, утенке и балде», обещанное 29 октября в Бетховенском зале. Соответственно, продажи «Щелкунчика», попасть на который вожделеют практически все обитатели нашей большой страны, начнутся где-то в середине сентября (поскольку обычно серия спектаклей про орехогрыза начинается посреди декабря). График продаж регулярно вывешивается на сайте Большого.

Дату узнали и запомнили. Далее два варианта — стоять в очереди на Театральной площади (кассы в первый день открываются в 10, в 5 утра там бывает уже человек 150, из них первая сотня ставленники спекулянтов, они всегда там) и суметь купить более дешевый билет (ну, со Щелкунчиками где-то по 4000 р., видимость будет не идеальная на высоком ярусе) или подождать в тот же день до пяти вечера, когда открываются продажи на сайте. Там можно взять лучшие (и, соответственно, более дорогие) билеты.

Что важно знать. Билеты на те спектакли, что начинаются в 12.00, обычно в два раза дешевле вечерних (но и разлетаются быстрее). «Щелкунчики» после Нового года ничем не хуже тех, что идут перед праздником, а спрос на них несколько меньше. Сверхажиотаж существует только со «Щелкунчиками». Хорошие билеты на другие прекрасные балеты, пригодные для детей – «Сильфиду», например, или «Жизель» (оба недлинные и с понятным сюжетом) — можно купить в первую неделю продаж за вполне человеческие деньги (3000 р. за места, с которых все видно). Балеты на Новой сцене не менее замечательны, чем те, что идут на Исторической. А билеты на них в два-три раза дешевле.

фото Дамира Юсупова/ Большой театр

Не связываться со спекулянтами

Никогда. Кроме того, что денег жалко, это еще и очень рискованно. Эти неформальные предприниматели замазывают цены на билетах, когда их перепродают, а такие билеты театр имеет право счесть недействительными и не пустить вас в зал. (Это официально сообщается в правилах). Кроме того, их доход в основном строится на перепродаже не очень удобных мест — если вы купили место на Историческую сцену в кассе за 2500 р., вы в курсе, что выбрали, и морально готовы выворачивать голову и ставить ребенка на барьер между ложами, чтобы он хоть что-нибудь увидел. Но точно такое место спекулянты предложат вам тысяч за семь – и, обнаружив уже в театре, где вы сидите, вы сильно расстроитесь. Каждый вечер по Большому бегают несколько огорченных дам с детьми, вляпавшихся таким образом, и умоляют капельдинеров пустить их постоять куда-нибудь, где хоть что-нибудь можно разглядеть на сцене. Капельдинерам же — как бы добросердечны они ни были — запрещено пускать людей в чужие ложи под угрозой потери работы.

Спекулянты работают не только около театра. Их масса в Сети. Большой официально продает билеты только на своем сайте Bolshoi.ru, плюс некоторую часть отдает официальным агентствам, которые накручивают не более 10% (сайты parter.ru, kontramarka.ru и ticketland.ru). Все остальное — сайты с заманчивыми названиями типа «билет-в-большой-срочно» или «заплатите-и-сидите-на сцене» — суть спекулянтские конторы, которые готовы всучить вам билет на 4 ярус по цене первых рядов партера. 

фото Дамира Юсупова/ Большой театр

Разобраться с сюжетом

Билет куплен, идем в театр! В фойе вам предлагают программку и буклет к спектаклю. Первая стоит 50 р., второй порядка 400 р., и довольно многие родители пренебрегают этой книжкой. Но проблема в том, что в программке — только имена исполнителей, там нет либретто. Если вы не хотите тратить деньги на буклет (а в Большом к спектаклям выпускают очень красивые книжки, при этом к чисто детским постановкам — вроде «Мойдодыра» или «Байки о лисе» – с вкладышами, которые можно вырезать, с ними играть и т.п.) — скачайте либретто заранее и расскажите ребенку, что будет происходить на сцене.  Это не избавит вас, конечно, от вопросов во время спектакля — но на них можно ответить кратко.  И не думайте, что в пояснениях нуждается только балет — в опере, даже если поют на русском языке (как в «Байках»), отнюдь не все артисты могут похвастаться безукоризненной дикцией. Соответственно, дети не всегда их понимают.

фото Дамира Юсупова/ Большой театр

Напомнить, что это все-таки театр

Детям — особенно мелким — свойственно включаться в действие. На спектаклях, специально предназначенных для детей, артисты это учитывают и часто даже рассчитывают на реакцию. Но на спектаклях, что считаются «взрослыми» (а «Щелкунчик» относится к таковым, и теоретически на него вечером могут не пустить ребенка младше 10 лет, хотя в реальности такого не бывает), никто не рад, когда младенец раздает советы действующим лицам. Одну мою знакомую повели на оперу «Царская невеста», когда ей было пять; в момент, когда героиня должна была выпить отраву, добрая девочка кинулась к сцене и закричала во всю мочь, что пить яд не надо; оркестр в яме прекратил играть — музыканты хохотали в голос; девочку и ее маму вывели из театра. Понятно, что ребенку стоило рассказать, что в конце концов актриса выйдет на поклоны и все это лишь игра; но с другой стороны, вот такой накал переживания — разве это не то, ради чего мы ходим в театр?