Будет весело: если 2015-й был годом шпионов, то 2016-й станет годом комедий

Будет весело: если 2015-й был годом шпионов, то 2016-й станет годом комедий

Геннадий Устиян   29 января 2016
7 мин
Будет весело: если 2015-й был годом шпионов, то 2016-й станет годом комедий

С февраля по декабрь в российский кинопрокат выйдет без малого 40 фильмов, на которых мы будем смеяться – то есть почти что по одному в неделю. 

Геннадий Устиян объявляет 2016-й годом комедии и отслеживает, с каких пор смешной жанр стал не только массовым, но и очень качественным.

Во время просмотра «Игры на понижение» (в кинотеатрах с 21 января) начинаешь замечать, что на драме с серьезным сюжетом о финансовых аналитиках, предсказавших в Америке ипотечный крах 2008 года и шире – мировой кризис, зрители вокруг начинают хихикать. Не то чтобы «Игра на понижение» преподносит себя как комедия – там нет прямых гэгов, по-настоящему смешных профессиональных шуток, да и из всей четверки звезд – Райан Гослинг, Брэд Питт, Кристиан Бэйл и Стив Карелл – комиком можно назвать только последнего, и то его герой не шутит. Наоборот, он скорбит по погибшему брату и ужасается масштабам глупости финансовых институтов. Но смех высекается не из отдельных гэгов, а из нарастающего осознания того, что миллионы людей годами жили на мине замедленного действия. Зрители уже знают, что вот-вот случится, когда лопнет ипотечный пузырь. Но большинство героев не догадывается и продолжает жить как привыкли. И наряду с узнаванием («Да, все так и было») возникает смех – такой смех, который приходит уже после катастрофы.

Комедийный 2016-й начался, впрочем, не с «Игры на понижение», а с развеселых «Сестер» (с 14 января), в которых Тина Фей и Эми Полер высмеивают клише американского юмористического жанра, начиная от вечной зацикленности кино нулевых на избавлении от подростковых комплексов (помните «Дрянных девчонок»?) до смещения гендерных комических стереотипов (обычно кино показывает смешными или девочек-подростков, или уже старушек в маразме вроде Бетти Уайт, но не взрослых современных людей от 30-ти до 50-ти).


«Братья из Гримсби»

Дальше – больше. Только в феврале нас ждут семь новых комедий: «50 оттенков черного» (с 4 февраля) – чернокожая пародия на прошлогоднюю экранизацию эротического бестселлера; хулиганский кинокомикс с секс-шутками (редчайший случай для жанра!) «Дэдпул» (с 11 февраля), в котором Райан Рейнольдс сует очередному наемнику автомобильный прикуриватель в рот со словами: «Я никогда такое не говорю, но не глотай»; романтическая комедия о женской дружбе толстушки со скромницей «В активном поиске» (с 11 февраля). Еще через неделю, 18 февраля, выйдут сразу три новые комедии, у которых нет ничего общего, кроме даты выхода: издевательский мэшап «Гордость и предубеждение и зомби» (только не говорите, что будете смотреть эту вольную экранизацию Джейн Остин всерьез, как хоррор); сиквел сатиры на модельный бизнес «Образцовый самец», которая ровно 15 лет назад собрала, может, и не самые огромные деньги – 60 млн в мировом прокате, – но с тех пор превратилась в такой бренд, что Бена Стиллера в образе стареющего манекенщика поместил на обложку даже свежий американский Vogue; и еще одно продолжение, на этот раз отечественной комедии «День выборов» 2007 года о пиар-кампании кандидата в губернаторы с той же командой.

Прибавьте к этому типичные российские комедии в поджанре «их поменяли местами» вроде «Пятницы» (с 26 февраля). Наши продолжают эксплуатировать голливудские идеи 80-х годов – то у них главный герой просыпается в женском теле, то, как в «Пятнице», миллионер оказывается официантом. Дело не в частностях, а в том, что российское кино находится сейчас в самом примитивном, но все же комедийном настроении с этими вечными фильмами про свидания и одними и теми же лицами (Козловский, Боярская, Ходченкова, Зеленский, Брежнева). Наверное, это тоже кто-то смотрит, раз их продолжают снимать. 


«Соседи: На тропе войны 2»

Весна тоже начнется смешно – с интеллектуально-ностальгической комедии «Да здравствует Цезарь!» братьев Коэнов и диснеевской игры в film noir «Зверополис» (оба с 3 марта), продолжится шпионскими «Братьями из Гримсби» с Сашей Бароном Коэном и старомодным «Полицейским из Беверли-Хиллз 4» с Эдди Мерфи (самое смешное здесь – что Эдди Мерфи еще снимается). Весной же нас ждет обязательный фильм с главной нынешней комедийной звездой Мелиссой Маккарти – любимая толстушка играет в «Мишель Дарнелл» (с 28 апреля) промышленную магнатшу, которая прогорела, отсидела и начала жизнь с нуля. Интересно, что в тот же день выйдет еще одна женская комедия с неожиданным трио королев романтических комедий – Дженнифер Энистон, Джулией Робертс и Кейт Хадсон – «Женские дни» режиссера-ветерана Гарри Маршалла. То, что премьеры фильмов с такой пересекающейся аудиторией ставят на один день, говорит о том, что дистрибьюторы уверены – эта аудитория есть. Как, несомненно, будут полные залы сразу на двух сиквелах анимационных фильмов, которые выйдут летом 2016: «В поисках Дори» (с 16 июня) и «Ледниковом периоде: Столкновение неизбежно» (с 14 июля).

Конечно, комедий и раньше было много. Но все равно их выходило две-три в сезон, а не три десятка. Возможно, вы скажете, что большинство новых комедий – пережеванный в предыдущие годы материал, и это правда: «Образцовый самец 2», «Соседи: На тропе войны 2» (с 23 июня), «Красиво жить не запретишь» (с 1 июля), «Охотники за привидениями» (с 28 июля), «Ребенок Бриджит Джонс» (с 29 сентября) и замыкающий год «Плохой Санта 2» (с 31 декабря) – все сплошь сиквелы, ремейки или киноверсии сериалов. И все же есть закономерность в том, что 2016-й становится годом комедии.


«50 оттенков черного»

Американские кинематографисты в прошлые годы объясняли относительно небольшое количество комедий спецификой бизнеса: Голливуд стал ориентироваться на международную аудиторию от Бразилии до Китая, где особенности национального юмора не всегда считывались – каждая нация смеется над чем-то своим. Но стоит смешать жанры – например, комедию со шпионским триллером, как это в прошлом году было сделано в «Кингсмене» и «Шпионе», и международный успех обеспечен.
Дело не только в материальных прокатных причинах. За последние годы комедия сильно эволюционировала как жанр. Если в 90-х за юмор в Голливуде отвечали братья Фаррелли, а в нулевых – до сих пор очень активный Джадд Апатоу, то сейчас стало очень много разных и интересных комедиографов (Адам Маккей, Пол Фейг и другие), умеющие снимать не нишевые, как раньше было принято, комедии. Фейг особенно много сделал в этом направлении – именно после коммерческого и критического успеха его «Девичника в Вегасе» (2011) все заговорили о смерти старомодного девичьего ромкома нулевых и новой главе женской комедии, которая умеет быть не менее смешной и беспощадной, чем мужская. Но и смешные мужчины эволюционировали. Вспомните, как еще несколько лет назад самыми популярными пацанскими комедиями были фильмы с туалетным юмором. Сейчас он почти исчез. Наоборот, в «Соседях: На тропе войны» (2014) Сет Роген и Зак Эфрон спорили на поколенческие поп-культурные темы («Какой Бэтмен круче? Майкл Китон или Кристиан Бэйл?»), а не о том, кто громче пукнул.

«Дэдпул»

Конечно, не все из почти 40 комедий, которые выйдут в этом году, окажутся удачными. Зрители будут пересматривать и через пять-десять лет пару фильмов, как до сих пор пересматривают бессмертные «Все без ума от Мэри» или «В поисках Немо». Приятно то, что 2016-й предлагает еще более широкий выбор, чем обычно. Благодаря тому, что в жанр комедии ринулось столько талантливого народу, он становится престижным. Сколько было уже сказано, что «Оскар», например, не хочет замечать комедии, путая легкое с плохо сделанным. Сейчас как раз то время, когда отношение к легкому жанру может начать меняться. В конце концов, «Игра на понижение» номинирована на пять «Оскаров», а это означает, что похожих фильмов в 2017-м станет еще больше.