25 лучших анимационных фильмов

25 лучших анимационных фильмов

Джошуа Роткопф, Дэйв Кэлхоун и др.   25 декабря 2015
1 мин

Time Out отобрал лучшие мультфильмы в истории кино, которые можно пересматривать и без детей.

\"\"

4/5

10. «Желтая подводная лодка» (Yellow Submarine, 1968)

 

Режиссер: Джордж Даннинг

 

Мультяшный заплыв «Битлз» по морю психоделии.

 

Лучшая фраза: «Нет ничего ливерпуленепробиваемого!»

 

Ключевой момент: Замечательно грустный эпизод «Элеанор Ригби», использующий черно-белые фотографии Ливерпуля.

 

Сценарий — идиотский, а «Битлз» тут милы, как плюшевые мишки. Но в 1968-м от этого визуального взрыва сносило крышу: в фильме были использованы все существовавшие на тот момент анимационные технологии. Да и сейчас просмотр «Желтой субмарины» создает галлюцинаторный эффект. Заслуженное десятое место.

 

 

9. «Акира» (Akira, 1988)

 

 

Режиссер: Кацухиро Отомо

 

Юный байкер освобождает свою психику и обретает апокалиптическую силу. А на дворе 2019-й.

 

Лучшая фраза: «Будущее — не прямое шоссе. На нем много перекрестков».

 

Ключевой момент: Банды байкеров несутся сквозь ночь, круша все на своем пути. Безумный Макс плачет от зависти.

 

Этот перегруженный сайенс-фикшен-триллер — ключевой фильм в истории аниме. Именно после его выхода нишевый поджанр «киберпанк» превратился в глобальный феномен: это слово даже вошло в повседневный лексикон школьников на Западе. Кроме того, «Акира» вообще изменил ход развития фантастики. Фильм популяризировал эстетику городского упадка, декадентского футуризма с надеждой на новое Возрождение и, главное, типично азиатскую идею о психических силах, которая повлияла на все — от «Матрицы» до «Начала».

 

 

8. «Фантазия» (Fantasia, 1940)

 

 

Режиссеры: тут вкалывали целых 11 человек, и некоторых даже не упомянули в титрах. 

 

Восемь фантастических и экстравагантных виньеток на музыку Баха, Чайковского, Мусоргского, Стравинского и других.

 

Лучшая фраза: «Мистер Стоковский! Мистер Стоковский!»

 

Ключевой момент: Ученик чародея Микки Маус оказывается не с той стороны метлы. 

 

Настолько же наивный, насколько и возвышенный, этот мультфильм не только восстановил популярность Микки Мауса (фрагмент «Ученик чародея»), слегка угасшую к началу 40-х, но и познакомил несколько поколений детей с радостями классической музыки. Что могло быть лучшей рекламой Мусоргскому, чем явление дьявола под звуки «Ночи на Лысой горе»?

 

 

7. «Алиса» (Neco z Alenky, 1988)

 

 

Режиссер: Ян Шванкмайер

 

Сюрреалистическая экранизация Кэрролла, слишком жуткая и волшебная для детей.

 

Лучшая фраза: «“Сейчас ты посмотришь фильм… сделанный... для детей. Возможно...”, — подумала про себя Алиса».

 

Ключевой момент: Безумное чаепитие.

 

Первая полнометражная работа Шванкмайера — визуально изобретательный, не похожий ни на что, но верный духу первоисточника пересказ «Алисы в Стране чудес». Узнаваемый и остроумный режиссерский стиль, особое очарование гротеска, очевидный фрейдизм. Это не сладенький гимн девичьей невинности, а рискованное погружение в самые темные глубины детских страхов и фантазий.

 

 

6. «Бесподобный мистер Фокс» (Fantastic Mr. Fox, 2009)

 

 

Режиссер: Уэс Андерсон

 

Кукольная экранизация детской сказки Роальда Даля, снятая вечным ребенком.

 

Лучшая фраза: «Возмездие? Конечно. Но в конце концов он — еще одна дохлая крыса на помойке за китайским рестораном».

 

Ключевой момент: Фокс с друзьями сталкиваются лицом к лицу с загадочным черным волком.

 

Нет ничего удивительного в обращении Андерсона к анимации: сам его стиль режиссуры, с симметричными композициями, похожими на живые картины, идеально переводится в пространство кукольного мультфильма. Как и во всех прочих работах Андерсона, под простоватой, похожей на страницу комикса картинкой бурлят драматические эмоции. Как разрешить конфликт между обязательствами и инстинктами? Как остаться верным своей природе и извлечь из этого выгоду? Ответы непросты и часто неудобны, но Андерсон и не хочет понравиться никому, кроме своих преданных поклонников.

 

Читать далее