Екатерина Мцитуридзе: «Мы покажем арт-мейнстрим, который может заинтересовать широкий круг зрителей» | Кино | Time Out

Екатерина Мцитуридзе: «Мы покажем арт-мейнстрим, который может заинтересовать широкий круг зрителей»

Иван Чувиляев   16 сентября 2014
4 мин
Екатерина Мцитуридзе: «Мы покажем арт-мейнстрим, который может заинтересовать широкий круг зрителей»
В этом году вместо Кинофорума, который за несколько лет существования сменил множество команд, в Петербурге состоится международный Медиа Форум, объединивший кино, телевидение и новые медиа. Иван Чувиляев поговорил с его генеральным продюсером Екатериной Мцитуридзе о зрительских и профессиональных программах СПММФ.

— Почему вы решили отказаться от идеи именно кинофестиваля? И, раз на то пошло, считаете ли вы вообще жизнеспособной идею классического фестиваля — с конкурсом, представительным жюри и парой ретроспектив?

— Решение принимали не мы, а город. Их не устраивал тот факт, что за несколько лет Форум не обрел веса в индустрии. Вы знаете, фестивальное движение в глобальном смысле давно сформировано. Лучшими из мировых смотров по-прежнему считаются Канн, Венеция, Торонто, Берлин, если мы говорим о независимом американском кино — Сандэнс, Трайбека, если о радикальных дебютах — Локарно, Роттердам. График у людей, которые профессионально занимаются кино, довольно плотный, поэтому появление новых фестивальных площадок — редкость. Развиваются локальные минифестивали, где можно увидеть исключительно кино производства той или иной страны, либо нишевые, тематические фестивали для синефилов. Если же говорить о больших индустриальных площадках, то СПММФ мы позиционируем как в первую очередь рыночный стартап, который сможет объединить и зрителей, и профессионалов, являясь кроссплатформенной площадкой, где есть место и рынку, и серьезной деловой программе, и премьерам знаковых проектов и кино и ТВ. Демонстрация картин, не подходящих под исключительно фестивальный формат, а относящихся, скорее, к арт-мейнстриму, который может заинтересовать широкий круг зрителей.

На что вы ориентировались, разрабатывая концепцию Медиа Форума?

— В качестве основного примера я взяла модель фестиваля в Торонто. Там нет конкурса как такового. Десятки фильмов, которые здесь можно увидеть в первые дни сентября, — это лучшее из того, что было показано в Канне, Берлине, Локарно или Венеции, а также премьерное американское кино. И, конечно, рынок. В Торонто достигаются все первые договоренности о предпродажах будущих проектов. На Медиа Форуме в Петербурге мы запланировали насыщенную деловую программу, и объединили три сегмента – кино, телевидение и новые медиа. Сериальное производство сейчас находится на пике развития. Скорсезе, Спилберг, Содерберг, Финчер, Коэны и многие другие пришли в производство телеконтента. А в России не было полноценной площадки, где можно оценить пилоты и громкие премьеры телесезона. Разумеется есть Эмми, которая уже конкурирует по своему уровню с Оскаром. Но площадки, объединяющей кино, телевидение, новые медиа, в рамках одной конвенции пока нигде нет. Хотя уверена, это вопрос времени. Мы с идеей мультиплатформенного рынка и фестиваля – в авангарде новой тенденции, что и помогло нам привлечь в Петербург профессионалов индустрии со всего мира, около 50 стран. Приедет и немало журналистов, все ведущие издания от Screen International до Variety. Не менее важно при этом, что отказавшись от конкурса, мы привозим первоклассное кино, это все для зрителей, которые придают любому фестивалю настоящую жизнь.

—Основной площадкой Медиа Форума вы выбрали Биржу — здание, до сих пор так не использовавшееся. Почему?

— Мы смотрели много площадок и только здесь встретили родственную душу для нашего Медиа Форума. В декабре 2013-го, когда мы приступили к подготовке, здание было передано Эрмитажу, и я крайне признательна его директору – Михаилу Борисовичу Пиотровскому – за то, что он именно нам оказал честь провести в нем первое мероприятие. Мы с ним регулярно советуемся по оформлению площадки и он даже включил Медиа Форум в перечень мероприятий в честь 250-летия Эрмитажа.

Насколько важны в этом организме ретроспективы и параллельные программы? По какому принципу они разрабатывались — исходя из доверия куратора, или актуальность тоже принималась в расчет?

— Чтобы привлечь зрителя в кинотеатры, мы изначально задумали программы именно отдельных кураторов, чье мнение сегодня формирует эстетический вкус аудитории. К тому же, многие из них являются отборщиками или консультантами крупных зарубежных кинофестивалей, как Борис Нелепо в Локарно, например. И конечно, я предоставила им полную свободу в формировании программ, после того как мы по миллиону раз обсудили само направление движения. Кто-то сосредоточился исключительно на новинках тех или иных территорий, как Алексей Медведев с новым британским кино, с которым российский зритель знаком мало. Кто-то выбрал определенную тематику, или жанр, как Михаил Трофименков с шедеврами политического кино. В таких программах, конечно, будут картины не только производства 2013-2014 годов, но и знаковые фильмы из истории кинематографа. И потом, не забывайте что мы запланировлали и телевизионные премьеры. Например, покажем первую серию нового сезона культовой «Родины» с Клер Дэйнс. Телемост с ней и с продюсером сериала Алексом Ганзой, которые сейчас еще снимают в Кейптауне, проведет Андрей Малахов. Вячеслав Муругов и Юлиана Слащева представят премьеру сериала «Лондонград», который поменяет отношение наших зрителей с сериальному контенту. Это новый уровень.