4 доказательства величия Роберта Редфорда | Кино | Time Out

4 доказательства величия Роберта Редфорда

Дмитрий Евстратов   17 сентября 2025
5 мин
4 доказательства величия Роберта Редфорда
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб
16 сентября на 90-м году жизни скончался Роберт Редфорд — актер, режиссер, активист и один из зачинателей независимого американского кино. И пусть в последние годы он не появлялся на больших экранах, Time Out приводит четыре доказательства того, что Редфорд — настоящая глыба кинематографа XX и даже XXI века.

Рэдфорд — секс-символ 1970-х

Кадр из фильма «Малыш Фаусс и Большой Хэлси», 1970

Удивительно, но почти всю свою жизнь Редфорд бежал от Голливуда. Родившись в Санта-Монике, неподалеку от Лос-Анджелеса, он с ранних лет имел возможность наблюдать за становлением американского кино. Так что в Долине грез, как он признавался, для него попросту не было ничего магического. Именно поэтому, не имея денег и никакой поддержки, Редфорд поначалу уехал в Париж, чтобы стать художником. 

Впрочем, бедная жизнь во Франции и нереализованные мечты все-таки заставили его вернуться в США — уже совсем другим человеком. Он был настолько красив, что карьера на сцене и в кино была ему буквально уготована. Начинал Роберт на Бродвее, позже появился в сериалах и почти получил роль в «Выпускнике» Майка Николса. Но режиссер развернул его прямо перед съемками: «Посмотрите на него. Разве может такому красавцу отказать женщина?»

Эти слова, в общем-то, и стали девизом ближайшего будущего Редфорда: он превратился в голливудскую звезду и одного из главных секс-символов Америки в один миг. Актер, которого в продюсерской среде считали выскочкой, вдруг приглянулся Полу Ньюману, когда речь зашла о поисках его экранного напарника в вестерн «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид». Редфорда взяли после того, как от роли отказались Марлон Брандо и Уоррен Битти. Сандэнс Кид в его исполнении — молчаливый ковбой, стрелок и просто харизматичный мужчина. Редфорду, в сущности, даже не приходилось открывать рот, чтобы привлечь к себе внимание. 

Похожих героев он играл все 1970-е, параллельно открывая для себя новые миры, появившись в «Трех днях Кондора» и фильме «Вся президентская рать» — политические триллеры позднее были признаны золотым стандартом жанра. И все же зрители видели в нем прежде всего отстраненного мачо, а не большого артиста. Именитая критик Полин Кейл и вовсе отзывалась о его таланте резко: «Он просто красуется перед камерой и говорит текст — больше ему ничего не надо». Так что актерский «Оскар» обошел Редфорда стороной. Лишь однажды он был номинирован за «Аферу».


Редфорд — большой режиссер

Роберт Редфорд во время съемок фильма «Обыкновенные люди», 1980

Спрятавшись от Голливуда и тягот славы на режиссерском кресле, Редфорд отлично стартанул, сняв буквально за копейки драму «Обыкновенные люди». Вот тут он сразу же завоевал два «Оскара»: за режиссуру и лучший фильм. 

Вскоре он снимет драму «Там, где течет река» и откроет миру Брэда Питта, символически передав молодому актеру эстафетную палочку голливудской звезды, от которой мечтал избавиться с самого начала. Далее в карьере Редфорда случились «Телевикторина» и «Заклинатель лошадей», не оставлявшие ни единого сомнения, что в качестве режиссера он не менее хорош, чем на экране.


Редфорд — политический и экологический активист

Активизм в жизни Редфорда занимал особое место. Это началось еще в ранние годы, когда он в штыки воспринимал застройку родной Санта-Моники и позднее не раз рассказывал о социальном неравенстве на малой родине. Путешествуя по Европе, Роберт помгал венгерским беженцам-революционерам в Вене и учился у свободолюбивых французских художников критиковать систему в самых разных ее проявлениях и ипостасях.

Однажды в попытке сбежать от Голливуда и назойливой цивилизации он приобрел участок в лесах Юты, но и там цивилизация его отыскала: вокруг постепенно стали исчезать деревья, бульдозеры принялись уничтожать почву. Редфорд, не выдержав, выкупил земли и не позволил корпорациям пробраться в лоно природы. Позже он много лет числился среди попечителей Совета по защите природных ресурсов, организовывал экологические конференции и активно поддерживал режиссеров-документалистов, поднимающих в своих фильмах экологические проблемы. И все — до того, как это стало мейнстримом. 

Политическим активизмом Редфорд дальновидно ограничивался в своем творчестве. В середине 1970-х, будучи звездой первой величины, он был одним из инициаторов фильма о Уотергейтском скандале. Триллер «Вся президентская рать» стал своего рода журналистским манифестом, попыткой вновь утвердить в обществе право на свободную прессу. К политическим темам он возвращался не раз: взглянул на журналистику с другой стороны в «Телевикторине», критиковал власть за развязанные войны в «Львах для ягнят», демонстрировал последствия подавления студенческих протестов в «Грязных играх». В этом Роберт открыл нового себя — на место молчаливых экранных красавчиков встали герои, которым есть, что сказать.


Редфорд — отец современного независимого американского кино

Если вы любите работы студий A24 или Neon, то непременно должны знать, что их сегодняшний успех — плоды перманентной поддержки Редфордом независимого кино. Долгие годы в Америке существовала студийная система, а авторские фильмы снимались за копейки и не получали централизованной поддержки. Роберт фактически объединил разбросанных по разным штатам инди-режиссеров под своим крылом. И где — на территории Юты, за которую так упорно боролся. 

Он основал некоммерческий институт для независимых кинематографистов, названный в честь главного редфордовского героя — Сандэнса Кида. Это сегодня фестиваль «Сандэнс» — событие, за которым следит весь мир, а в прокат (даже российский!) выходят главные его фильмы. Из последнего — хоррор «Одно целое». Однако поначалу это была лаборатория, где молодые авторы перенимали у видных режиссеров их наработки и обретали собственный стиль. Позже детище Редфорда объединилось со смотром United States Film Festival — так и появился «Сандэнс», который мы знаем и благодаря которому зрители познакомились с Квентином Тарантино, Стивеном Содербергом, Полом Томасом Андерсоном и многими другими выдающимися постановщиками. 

Грядущий фестиваль, запланированный на январь 2026 года, станет последним проведенным в ставшей родной для Редфорда Юте. Смотр разросся настолько, что существующих площадок едва ли хватает для показов всех фильмов программы. Символично, что это произойдет сразу после смерти артиста, оставившего после себя великое наследие.