Алматы мусульманский | Главное | Time Out
Главное

Алматы мусульманский

Гульжан Оспанова   21 ноября 2007
17 мин
Алматы мусульманский
Большинство казахстанцев исповедует ислам. Но при этом мусульманство практически не наложило отпечатка на жизнь в Алматы — приезжие не перестают удивляются, насколько «европейский» у нас город. Однако все больше алматинцев склонны соблюдать религиозные нормы и жить в согласии с шариатом. Жизнь мусульман в Алматы изучала Гульжан Оспанова.

Из 14 с половиной миллионов казахстанцев около 9 миллионов — мусульмане (67 процентов населения). В стране действует 1766 мусульманских объединений. История мусульманства на нашей земле насчитывает более тысячи лет.
Сколько мусульман живет непосредственно в Алматы, затрудняются сказать даже самые высокие религиозные чины. Зато констатируют, что с каждым годом на пятничный намаз в мечеть собирается все больше людей. Растет и количество алматинцев, соблюдающих уразу в священный месяц Рамадан. Это наблюдают и горожане — на улицах все чаще можно встретить девушек в закрытых одеждах и мужчин, отказывающихся от спиртного и курения. Конечно, Казахстан — светское государство, и потому соблюдение канонов ислама — это, скорее, веление души.
Мусульмане Алматы живут обычной жизнью: работают в офисах, водят автомобили и встречаются с друзьями. Но религия, безусловно, накладывает отпечаток на жизнь в городе. Приходится хотя бы во время Рамадана избегать злачных мест, где курят и пьют спиртные напитки, а в нашем городе таких — большинство. Некоторые студенты оправдывают пропуски занятий тем, что накануне была Кадыр тунi, и получают прощение преподавателя. А пятничные лепешки, которые приносят на работу некоторые сотрудники, стали уже доброй традицией во многих офисах.

Пять столпов ислама

1. Слова исповедания веры. Это значит, что человек должен засвидетельствовать, что нет Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммед является его посланником ко всем людям до самого Дня воскресения.
2. Молитвы. Молитвы, рассматривающиеся как обязанность людей по отношению к Аллаху, должны совершаться пять раз в день. Они укрепляют и оживляют веру в Аллаха, побуждая человека придерживаться высших моральных принципов. Они очищают сердце и препятствуют всему побуждающему человека к совершению дурного.
3. Соблюдение поста во время Рамадана. В течение Рамадана мусульмане не просто воздерживаются от еды, питья и половых отношений в светлое время суток, но делают это совершенно искренне и с желанием. Соблюдение поста способствует формированию правильного общественного сознания, а также выработке терпения, бескорыстия и силы воли.
4. Закят. Буквальное и наиболее простое значение слова «закят» — «очищение». Что же касается этого слова как термина, то оно служит для обозначения ежегодного налога в виде товаров или денег, собираемого с мусульман и расходуемого на благотворительные цели.
5. Хадж — паломничество в Мекку. Его следует совершить один раз в жизни, если человеку позволяют сделать это средства и состояние здоровья.

Паломничество/хадж

Совершить хадж в Мекку хотя бы один раз в жизни должен каждый мусульманин. В ближайшем декабре Мекку посетят 4500 казахстанцев, что в два раза больше, чем в прошлом году. Об этом специально договаривался глава Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) Абсаттар-кажи Дербисали в рамках визита в Саудовскую Аравию, где и было подписано соглашение. Туристические компании проходят аккредитацию в ДУМК, чтобы получить право на предоставление путевок. Согласно традициям всех паломников довозят лишь до аэропорта Аравии, дальнейший путь они должны проделать пешком. Дорога достаточно тяжелая, поэтому с группами часто едет врач. Некоторые пожилые люди специально отправляются в Мекку: умереть на святой земле — особая честь.Такие люди автоматически попадают на небеса. Стоимость хаджа — от 1500 у.е.
В этом году 17 туроператорам официально разрешено заниматься отправкой паломников в Саудовскую Аравию. Из них 12 — алматинские компании.

Мурат Телибеков: «Хадж — это огромный труд. Говорят, что раньше совершать паломничество было труднее. Люди шли пешком, покрывали тысячи верст, подвергали жизнь опасности. Теперь же самолеты доставляют паломников за несколько часов. Однако вместо одних трудностей появились другие. Сейчас во время ритуалов люди буквально задыхаются в давке. Каждую минуту можно погибнуть в ужасающем хаосе. В автомобильных пробках автобусы с паломниками простаивают часами, очень изнурительны ожидания в аэропортах. То есть вместо одних трудностей появились другие. Хадж всегда будет таким — тяжелым, опасным, утомительным… И через десять лет, и через века. Это испытание от Бога. Говорят, после паломничества люди словно заново рождаются. Пройдя хадж, вы почувствуете, что испытывает младенец, продвигаясь по родовым путям. Он задыхается в тесноте, превозмогает адскую боль! В родовых путях можно застрять и погибнуть. Затем первый глоток воздуха, обжигающий легкие. И вспышка света, от которой можно ослепнуть. Вокруг столько шума, незнакомые запахи, грубые прикосновения. Пройдите хадж — и вы поймете, что значит родиться заново.»

Правильное питание

Халал (с арабского — «разрешенное, правильное») — это продукты питания, выработанные в соответствии с мусульманскими традициями. Мясные продукты с пометкой «халал» не содержат свинины. Забой животных осуществляется в соответствии с нормами ислама. Впрочем, халал-продукты могут употребляться в пищу лицами любой национальности и вероисповедания.
С 1 января 2006 года в нашей республике действуют общие правила выпуска казахстанского образца халалной продукции. Разработку стандарта инициировала Казахстанская ассоциация хаджи. Так, по правилам, при каждом комбинате должен быть цех для забоя скота и специалист по халалной технике.
Во всех крупных супермаркетах города в мясных отделах стали появляться колбасы с пометкой «халал». Правда, люди знающие уверяют, что потребителей иногда обманывают. поэтому нужно смотреть на фирму-производителя, которая должна быть проверенной.
В Алматы такую продукцию производит «Самрук халал онiмдерi». Мясные изделия этой компании можно найти в специальных отделах на рынках «Сары-Арка», Алматы I, на Зеленом базаре, а также оптовом рынке на пересечении Розыбакиева и Райымбека. Доверять стоит и продуктам фирмы «Халал-Султан». Халалных кур предлагает «Алматы кус».

«Самрук халал онiмдерi» 259 7983, 259 7984, 259 7985, ул. Кыдырбекулы, 1

«Халал-Султан» 257 3300, 257 3311, ул. Ахметова, 20, оф. 20

Фирменный магазин 230 8419, ул. Пушкина, 12 

Мурат Телибеков, руководитель Союза мусульман Казахстана

Чем привлекает ислам молодежь?
Если говорить о ритуальной стороне, то ислам подкупает отсутствием сложных обрядов. Немаловажным является тот факт, что большинство людей воспринимают ислам как часть своей национальной и культурной идентификации. При более близком знакомстве с философией ислама импонируют его предельная ясность и простота. Молодежь в исламе, на мой взгляд, привлекает динамизм мусульманского образа жизни. Проповедуя покорность перед Всевышним Аллахом, Коран в тоже время призывает к активной трансформации общества. В исламе очень много позитивной энергии, и этому нет объяснения только лишь с материалистической точки зрения. Я думаю, что сегодня человечество приходит к принципиально новому пониманию мира. Расширение среды обитания, освоение космического пространства неизбежно приводят к необходимости осознания себя в более глобальном мире, и это требует иных ориентиров.
Можно ли быть правоверным мусульманином и жить полнокровной жизнью?
У каждого человека свое понятие «полнокровной жизни». Конечно же ислам не одобряет употребление алкоголя и наркотиков, увлечение азартными играми. Но это не означает культивирование аскетизма и отрешенности от земной жизни. В исламе нет института монашества, порицается безбрачие. Считается, что это абсолютно чуждо человеческой природе. Для каждого мусульманина в этом отношении ярким примером является жизнь пророка Мухаммеда. Он жил жизнью реального земного человека: разрешал житейские споры, карал преступников, примирял враждующих, а когда возникала необходимость защитить землю от агрессоров, брался за меч.

Асия Байгожина, журналист, сценарист, автор сценария к фильму «Ислам в Казахстане», снятого по заказу Духовного управления мусульман Казахстана к II съезду лидеров мировых и традиционных религий

Каково, на ваш взгляд, состояние ислама в Казахстане на сегодняшний день? Нормальное состояние. Развивается ислам достаточно динамично. Болезненный рост имеется, но это естественный процесс, хорошо, что нет стагнации. Что такое «болезненный рост»? После развала Союза люди потеряли идеологию и не было веры, опоры. Многие стихийно потянулись к религии. Но проблема была в том, что большинство не знало, как к ней приобщиться. Кто-то уезжал в Иран, Пакистан, Сирию и в другие исламские страны за исламскими знаниями. Но у каждой страны своя специфика ислама. Поэтому, когда молодые люди возвращались в Казахстан с новым объемом информации, то это часто не совпадало и не совпадает с традиционным представлением местных людей о вере. Порой на этой почве случались настоящие конфликты. Все больше молодежи обращается к исламу. Как вы думаете, с чем это связано?
Произошел кризис базовых ценностей в обществе. То, что годами, десятилетиями было главным для всех людей, в какой-то миг перестало существовать. А молодым людям очень важны нравственные ориентиры. И вера стала тем ориентиром, который незыблем: ведь когда человек в вере, ему ничего не страшно.

Несмотря на растущую популярность халалных продуктов, кафе и ресторанов для правоверных мусульман немного. Все правила соблюдает только часть из них, остальные обходятся лишь исключением из меню свинины.

Согласно правилам

В таких кафе вы не найдете ни спиртного в меню, ни музыки в залах. А все продукты исключительно с пометкой «халал». Если площадь помещений позволяет, то там проводят свадьбы или кудай-тамак. Гордость «Сабаха» — посещение второго муфтия Саудовской Аравии, который обедал здесь во время своего визита в Казахстан. В «Коркыт-Ата» есть и намазхана (молитвенная комната). Правда, во время священного месяца Рамадан вечерами в эти места не пробиться — ауызашар (вечерняя трапеза во время уразы) совершают многие алматинцы.

«Адал ас» 230 8111, 230 0133, ул. Пушкина, 12

«Коркыт-Ата» 273 5007, пр. Жибек жолы, 68

«Сабах» 270 6171, ул. Биокомбинатская, 9

Никакой свинины

Некоторые заведения с пометкой «халал» на самом деле гарантируют лишь отсутствие свинины. И в качестве компенсации — большой выбор блюд из курицы и говядины. В некоторых из них запрещены спиртные напитки, но разрешено курить.

«Каламгер» 261 7522, пр. Абылай хана, 105

«Сейханлар» 273 8331, 273 5650, ул. Кунаева, 64 

Турецкая кухня

Заведения с турецкой кухней также пользуются популярностью. Один из лучших ассортиментов блюд турецкой кухни — в Sancak. Хозяин заведения в обеденное время любит выходить в зал к гостям, чтобы лично услышать отзывы. Супы здесь каждый день меняются, постоянным остается лишь чечевичный (350 тг.). Визитная карточка Orient — 21 вид шашлыка из баранины и 10 — из курицы. Хвалят и холодный айран.

«Озюрт» 273 0117, ул. Тулебаева, 13

Sancak 230 2514, пр. Жибек жолы, 15

Orient 279 9672, ул. Маметовой, 67

Часть имиджа

Обращаются к халалным продуктам и рестораны, не претендующие на роль специализированного места. Новинка в меню Vogue — говяжье мясо «Халал» (5800 тг.). А ресторан «Босфор» во время священного месяца Рамадан приглашает всех на традиционную братскую трапезу — ифтар.

«Босфор» 250 3710 (доп. 2225) ул. Желтоксан, 181 (Intercontinental Almaty, The Ankara in Kazakhstan)

Vogue 264 1699, ул. Фурманова, 220

Виртуальное общение

На сайте «Мусульмане Казахстана» есть раздел «Исламские знакомства». Большинство разместивших здесь анкету — молодые юноши и девушки 20—25 лет. Один из пунктов анкеты — отношение к курению и спиртному. Все единодушно отвечают: «Терпеть не могу». А цель знакомства большинства — брак и серьезные отношения. «Хочу найти жену-мусульманку, которая живет по исламу», — пишет один из молодых людей. Есть и экзотично звучащие: «Хочу иметь вторую жену в городе Алматы, ин ша Аллах…» или «С обязанностями мужа по шариату хорошо знаком и соблюдаю».

www.muslims.kz

В поисках красоты

Мировой рынок одежды для мусульманок оценивают в 96 миллиардов долларов. И это при том, что больше половины 1,6-миллиардного мусульманского населения планеты одевается довольно скромно и тратит на одежду такого типа в среднем не более 120 долларов в год.
Но иные костюмы от ведущих дизайнеров стоят порядка 10 000 долларов. И это неудивительно: исламский рынок охватывает сказочно богатые нефтяные территории вроде ОАЭ и Саудовской Аравии. Показы исламской моды проходят по всему миру — от Тегерана и Джакарты до США.
Вопреки стереотипам исламская женская одежда — это не только бесформенная паранджа, закрывающая лицо и тело. Сейчас, например, набирает актуальность исламский купальник, ведь в последнее время количество пляжей для мусульман постоянно растет. Купаться мусульманкам разрешено, но только если тело полностью закрыто. На узкую шапочку надевают костюм, а сверху — накидку, которая закрывает женщину от шеи до щиколоток. Многие смеются над исламским купальным костюмом, называя его «чудным, глупым и безвкусным». Однако такая критика никак не сказывается на продажах — ведущие производители одежды для мусульманских женщин с трудом успевают удовлетворять растущий спрос.
Сдержанный, строгий стиль, полное отсутствие косметики, обувь на низком каблуке, блузы с капюшонами, закрывающие шею до самого подбородка — вот одеяние исламской модели. Представляя наряд, нельзя смотреть на зрителей в упор. Строго запрещена и походка от бедра. Конечно, это мало напоминает европейское дефиле, но исламским красавицам, как оказалось, вовсе не чужды представления об удобной и модной одежде.
Современные мусульманки приоткрывают лодыжки, носят узкие шарфики, облегающие джинсы и манто. Одновременно само исламское платье становится неотъемлемой частью модного молодежного стиля.
До Алматы веяние мировой исламской моды не докатилось, и женщины обходятся обычной закрытой одеждой. Правда, специализированные отделы с мусульманскими товарами стали появляться и на наших рынках. Но об отдельных бутиках речь вести рано.
Пока существует лишь один магазин «Фаттах», где можно приобрести такую одежду. В продаже белые просторные туники (от 3500 тг.), юбки (4300 тг.), головные уборы (300 тг.). Здесь же можно купить коврики для намаза, книги, сувенирную продукцию, а также аудиодиски с записями молитв. В этом же магазине есть отдел парфюмерии и лекарственных средств. Популярностью пользуется масло черного тмина (750 тг/60 мл).

Специализированный мусульманский магазин «Фаттах» 278 7212, ул. Пушкина, 20 www.fattah.kz

Беркут, певец

Какое место занимает религия в вашей звездной жизни?
Конечно, первое. Я читаю намаз каждый день, и только во время гастролей — в упрощенной форме. Отказываюсь от алкоголя и наркотиков, поставил перед собой цель бросить курить. Ем только халалную пищу — в Алматы есть специальный турецкий ресторан Sancak. В песнях сознательно избегаю определенных тем. Когда предлагают фотографироваться для изданий с голым торсом, тоже отказываюсь. А в следующем году планирую хадж. Как вы думаете, чем вызван интерес молодежи к исламу?
Я думаю, что молодежь становится более сознательной. Деньги, известность… Нужно понимать, что вера важнее всего этого. Всем, чего я добился, я обязан только вере.

За знаниями

Единственное высшее учебное заведение в Алматы и во всей республике, выпускающее духовенство, — университет исламской культуры «Нур-Мубарак». До его открытия казахстанская молодежь получала духовное образование преимущественно в Саудовской Аравии и Турции, реже — в Ливии и Пакистане.
Университет «Нур-Мубарак» был построен в 1995 году на средства правительства Египта и передан в дар Казахстану. Его название включает в себя имена президентов двух стран — Нурсултана Назарбаева и Хосни Мубарака. Но первые студенты появились лишь в сентябре 2001 года, когда верховный муфтий Казахстана Абсаттар Дербисали во время визита в Каир достиг соглашения об открытии вуза. На университет возлагали большие надежды — появилась возможность обучать имамов в Алматы, а также наладить взаимодействие Казахстана с мусульманским миром.
В университете обучают четырем светским и одной религиозной специальности. И всем специальностям, кроме «исламоведения», был присвоен шифр Министерства образования. Студенты первого выпуска возмутились: дескать, зачем нам дипломы, в котором нет шифра. Тогда министр образования объяснил это тем, что религия отделена от государства, поэтому узаконить специальность «имам» пока нет возможности.
Большинство алматинских мусульман выбирают светское образование, изучая религиозные основы самостоятельно. Бесплатно научить совершать намаз обещают в Союзе мусульман Казахстана, о чем даже имеется специальное объявление на их сайте. Пользовались популярностью и курсы арабского языка, которые одно время преподавались в Центральной мечети. Знание арабского привлекало молодежь, которая не только овладевала еще одним иностранным языком, но и могла читать Коран в оригинале. А научить совершать намаз могут в любой алматинской мечети. Есть и еще более легкий путь — купить кассету с записью намаза. Регулярно прослушивая ее, со временем удастся овладеть техникой чтения молитв. Такие кассеты можно приобрести в специализированном магазине «Фаттах» (аудио-кассеты — от 150 тг., видеокассеты — от 400 тг.). А во время священного месяца Рамадан на сайте www.islam.ru в интернет-магазине «Восточный базар» проходит распродажа книг, видеокассет и других товаров.

Пейзулла Магомедов, хаджи из международной ассоциации «Вайнах»

Кого больше среди верующих алматинцев: молодежи или представителей старшего поколения?
Хотя большинство людей продолжает думать, что в религии нынче только невежественные старики, молодежь у нас лидирует. К примеру, из 10 верующих — 7 молодых парней и девушек. Я знаю огромное количество людей, которым нет и 30 лет, но они уже совершили хадж. А почему это происходит?
Во-первых, в нашей стране много лет существовал духовный вакуум. Теперь люди освободились, ищут истину. Такие поиски особенно свойственны современной молодежи. Так и приходят к исламу, все это естественный процесс. Тяжело соблюдать каноны ислама?
Абсолютно нет. Мне в радость делать все строго по времени, читать намаз, разговаривать с людьми, просвещать. Я слышал от молодых только позитивные высказывания о соблюдении канонов, ведь здесь никто никого не заставляет: человек хочет — верует, а не хочет — это его личное дело. Единственный минус — молодежные образовательные мусульманские центры в городе по пальцам можно пересчитать, муфтият работает очень слабо.

Мечеть

Мечети по всему миру строятся по одному принципу — обязательно должны быть минарет, молитвенные залы для мужчин и женщин, библиотека, места для омовений, а также малый зал для совершения обрядов.
В Центральной мечети есть все эти составляющие, в более мелких обходятся лишь минаретом и молитвенными залами. По правилам, женщины в мечеть должны приходить в закрытой одежде и с платком на голове. В некоторых мечетях платки можно взять прямо на входе. Нежелательно приходить в брюках или короткой юбке. Мужчинам полагается входить в мечеть исключительно в длинных брюках и в головном уборе. В мечеть нельзя заходить в обуви, ее оставляют при входе.
Центральная мечеть Алматы ранее считалась самым большим сооружением в Казахстане. Высота ее большого минарета — 47 м. Правда, вскоре первенство придется уступить. Уже заложен символический камень в основание новой соборной мечети, которая будет построена в предгорьях Алатау, на границе Алматы и Алматинской области. Мечеть будет в четырех уровнях, где расположатся молитвенные залы, медресе, библиотека на 5 тысяч книг, резиденция Духовного управления мусульман Казахстана и даже гостиница для приезжих богословов. 15 тысяч человек получат возможность одновременно совершать молитву, а еще 5 тысяч верующих смогут разместиться во дворе.
Мечеть обещает стать не только духовным храмом, но и городской достопримечательностью. Месторасположение мечети позволит видеть ее из любой точки города. А посещающие ее верующие смогут наблюдать панораму мегаполиса со специальных смотровых площадок.

Адреса:

Духовное управление мусульман Казахстана 230 6365, ул. Пушкина, 12, http://www.muftyat.kz 

Египетский университет исламской культуры «Нур Мубарак» 269 5190, 269 5190, пр. Аль-Фараби, 72 

Союз мусульман Казахстана 275 4714, 262 9101, пл. Республики, 13, www.kazislam.freenet.kz 

Мечети Алматы:

«Аксай Айша» 222 3442, мкр. Аксай-5, д. 6а 

«Амин», филиал ДУМК 298 9565, ул. Бокейханова, 484

Беккет-ата», филиал ДУМК 263 7711, 263 7722, мкр. Шанырак-1, ул. Утемисулы, 109

«Заря Востока», филиал ДУМК 245 1454, мкр. Заря Востока, ул. Масанчи, 51 

Имени Кыстаубайулы Манаса 298 1734, мкр. Ожет, д. 26 

«Мекке» 265 0095, ул. Маршала Жукова, 136

Мечеть, филиал ДУМК 223 2187, 222 2949, ул. Яссауи, 70 

«Орбита», филиал ДУМК 270 5428, ул. Мустафина, 777

«Султан-Корган», филиал ДУМК 235 6937, ул. Жансугурова, 394

«Султан-Корган» 294 8690, ул. Ильяса Омарова, 13 б 

«Тастак», филиал ДУМК 255 9609, ул. Толе би, 233

Центральная мечеть 230 8002, ул. Пушкина, 16 

Компании, занимающиеся организацией хаджа:

«Аль-Харамейн» 272 7264, 272 5471, ул. Казыбек би, 50 

«Кызмет Саяхат» 279 0490, 279 5711, ул. Маметовой, 45/17 

«Нур Ислам Казахстан» 293 2333, 230 8111, ул. Пушкина, 12 

«Нур Казахстан кажылык компаниясы» 317 8787, ул. Дуйсенова, 25, оф. 49 

«Пегас» 250 9875, 295 2311, ул. Богенбай батыра, 129

«Рамина тур» 230 0811, ул. Пушкина, 12 

«Робинзон» 250 6380, ул. Кунаева, 49 

«Сакура» 266 3341, пр. Достык, 30 

«Шыгыс ЛТД» 250 0018, 240 0012, 250 0013, пр. Абая, 42/44, оф. 610

«Яссауи» 267 7177, 261 0479, ул. Курмангазы, 48а, www.yassawi.kz 

Elaf toor KZ 267 7177, ул. Курмангазы, 48а

Fattah travel 273 0165, 230 5727, ул. Пушкина, 20, оф. 30, www.fattah.kz