Паровоз Густав  не менее значимый персонаж «Края», чем Игнат Владимира Машкова

Край у Учителя — понятие не символическое (как в эмоциональном плане — «ну все, это
 уже край», так и в абстрактногеографическом — край света,
 например), а вполне конкретное,
 топографическое. Сюда, на одноименный затерянный в тайге полустанок, приезжает
 чуть ли не прямиком из Берлина
 солдат-победитель, танкист
 Игнат (Владимир Машков).
 Игнат контужен и страдает от приступов резкой головной боли,
 но куда болезненнее оказывается отношение к нему сельчан,
 ссыльных и бывших пленных,
 свою войну, строго говоря,
 проигравших. Появление ветерана оживляет предельно унылое
 бытование местных — устроившийся машинистом Игнат
 тут же отбивает у сельского
 ухаря красавицу Софью (Юлия
 Пересильд), чтобы забыть о ней,
 стоит только в окрестном лесу
 обнаружиться заброшенному
 немецкому паровозу по имени
 «Густав». В землянке рядом с паровозом тем временем уже
 несколько лет прячется немка
 Эльза (Аньорка Штрехель),
 когда-то приехавшая в Советский Союз с отцом-инженером
 и не имеющая понятия о только
 что завершившейся войне.
 В «Крае» Алексей Учитель,
 кажется, первый раз в карьере
 работал с серьезным бюджетом
 (фильм снят на деньги Первого
 канала), что — редкий для отечественного кино случай — действительно заметно, особенно в сценах с несущейся сквозь тайгу
 ревущей махиной «Густава»;
 кульминацией и вовсе становятся гонки на паровозах. Но удивляет в первую очередь размах не постановочный, а эмоциональный — «Край» разыгран даже не на пределе чувств и нервов, а после их полного разрыва: Машков
 орет, рубит топориком сосны
 и заходится в припадках, бабы
 дерутся в женской бане, грозит
 табельным энкавэдэшник
 Гармаша, рушатся декорации и судьбы. Страна, доведенная до истерики, мучительно залечивает свежие еще раны, причем — и тут Учитель при всей захлебывающейся буйности своего
 высказывания точен — самым
 народным методом: удаляя к чертям зараженные органы.
 О своей работе режиссер Алексей Учитель рассказал Time Out.
Получается, что вы второй
 раз подряд снимаете об эмоциональном тупике,
 в который война заводит
 простого человека, о его
 растерянности.
Пожалуй, да, для меня было
 важно показать, как в сознании
 человека, затронутого войной,
 формируется образ врага. Как
 он вдруг начинает видеть в таком же обыкновенном человеке напротив, волей судьбы
 оказавшемся по ту сторону
 противостояния, объект для ненависти, того, кого нужно убить.
 Причины ненависти героев
 «Края», будь они русскими, немцами или обиженными и теми, и другими, понятны, эта озлобленность естественна. Но как эту
 ненависть — на уровне простого
 человека — преодолеть? Вот об этом я и пытался снять фильм.
И как же?
Только любовью. Любовью
 очищающей, освобождающей,
 любовью, после которой любая
 вражда лишается смысла и опоры.
Получается, таким проводником любви в «Крае» служит персонаж Машкова?
И да, и нет. Его герой Игнат
 и сам — в начале фильма — не умеет, да и не может любить.
 Любовь приходит к нему постепенно, сначала через паровоз,
 затем через женщин.
Как вам работалось с Машковым? Это правда, что он показал какую-то феноменальную самоотверженность в плане переживания
 роли?
Своей погруженностью в работу,
 в роль, Машков меня просто поразил. Он год проходил в одежде
 Игната, лишь раз за время съемок ненадолго уехав в Москву.
 Машков не просто сыграл Игната, он буквально стал им — сам
 научился водить паровоз, сам
 делал все трюки, если надо было,
 весь съемочный день не вылезал
 из холодной воды — и хоть бы раз пожаловался на что-нибудь.
 При этом получал бревном по голове, чуть не тонул, снимался
 с температурой. Не думаю, что у него были до сих пор такие роли.