Тингатинга идет на Алматы | Арт | Time Out

Тингатинга идет на Алматы

Вероника Андреева   4 мая 2010
2 мин
Тингатинга идет на Алматы
Впервые в Казахстане появятся картины тингатинга — направления в живописи, зародившегося в Танзании во второй половине XX века.

Свое название это направление получило по имени основателя — Эдуардо Саиди Тингатинга. А вот своим появлением в Казахстане изумительно красивые, яркие и радующие глаз картины обязаны бизнес-леди Наталье Джабраиловой.

— Я уже давно привожу в Алматы необычные вещицы, сувениры, бижутерию из далеких экзотических стран, — рассказывает Наталья. — Так и набрела на тингатинга. В России эта живопись уже давно пользуется популярностью, а у нас пока абсолютно неизвестна.

Первые картины Эдуардо Тингатинга рисовал на стенах домов (а также практически на всем, что попадалось под руку), позже на картоне. Использовались эмалевые краски, которыми обычно покрывали автомобили и велосипеды. В дальнейшем художники пробовали переходить на другие краски, но все равно до сих пор излюбленными являются эмалевые и акриловые, иногда с добавлением масла. После смерти Эдуардо яркие красочные картинки стали признанным произведением искусства и получили именование «школа тингатинга». Изначально все работы были размером примерно 60х60 см, что привело к тому, что в некоторых источниках тингатинга именуется «квадратная живопись».

70-е годы — время взлета тингатинга. Одна за другой следуют выставки, школа получает признание на государственном уровне. Живопись тингатинга, основанная простым крестьянином без образования получила в Танзании статус почти что академического искусства, визитной карточки страны. За время существования школы тингатинга внутри нее сформировалось несколько стилей: ставшие классическими изображения животных и птиц, сложные многофигурные композиции из повседневной жизни людей, часто изображаемые в виде своеобразного «рассказа-комикса», сюжеты традиционной мифологии, библейские мотивы. Несмотря на то, что это искусство постоянно развивается и приобретает новые сюжеты, выделяются некие общие черты. Как правило, это одноцветный фон с небольшим количеством оттенков. Основной мотив наносится с помощью простых и четких линий и обычно занимает почти весь фон. Также размашистость и зачастую повторяющийся рисунок линий придает изображению характер живого экспрессивного орнамента.

— Вообще у нас многое пока неизвестно, — говорит Наталья. — Вот сейчас проведем первую выставку, если она будет иметь успех, я попробую показать алмаатинцам замечательные картины племени уичоли, живущего в Мексике. Они просто сумасшедшей красоты!

Галерея «Вернисаж»
С 7 мая