Искусство ХХ века
О выставке
В Новой Третьяковке — свежий взгляд на искусство ХХ века. Обновленная постоянная экспозиция в залах 1–14 выстроена по трем ключевым принципам: монографические залы, посвященные великим художникам; залы, раскрывающие вклад коллекционеров; и пространства, демонстрирующие многообразие художественных направлений минувшего столетия.
Выставка начинается с произведений Кузьмы Петрова-Водкина. Именно его легендарное полотно «Купание красного коня» (1912) встречает зрителей в самом начале маршрута. Далее — путешествие по вехам русского авангарда: от примитивистских поисков Н. С. Гончаровой и М. Ф. Ларионова до экспериментов лучизма, выразительной живописи художников объединений «Союз молодежи» и «Бубновый валет». Здесь же — работы А. В. Лентулова, И. И. Машкова, П. П. Кончаловского и других мастеров, сформировавших лицо того времени.
Отдельное внимание заслуживает зал, посвященный собранию Георгия Дионисовича Костаки. Его дар Третьяковской галерее в 1977 году стал крупнейшим в истории музея и сегодня дает возможность по-новому осмыслить русское искусство ХХ века.
Вы увидите уникальную подборку работ женщин-художниц авангарда — «амазонок» нового искусства: Александры Экстер, Ольги Розановой, Любови Поповой, Веры Пестель. В зале Марка Шагала зрителей по-прежнему ждет один из самых поэтичных образов авангарда — «Над городом» (1918). А в пространстве, посвященном Владимиру Татлину, представлены его «контррельефы» и уникальный Летатлин — безмоторный летательный аппарат, спроектированный художником в 1930-х годах.
Дополняют экспозицию реконструкция выставки ОБМОХУ 1921 года, философская живопись Павла Филонова и его школы, а также две версии «Черного квадрата» Казимира Малевича — 1915 и 1929 годов. Работы его учеников разных лет завершают мощный художественный аккорд этой экспозиции.
О логике и структуре выставки, ее концепции и уникальных произведениях рассказывают кураторы Ирина Пронина и Сергей Фофанов. Их авторская экскурсия по залам превращает просмотр в глубокое исследование и дает возможность заново взглянуть на знакомые имена.