Мстители финал - Фото №0
Мстители финал - Фото №1
Мстители финал - Фото №2
Мстители финал - Фото №3
Мстители финал - Фото №4
Мстители финал - Фото №5
Мстители финал - Фото №6
Мстители финал - Фото №7
Time Out

«Мстители. Финал». Эффект бесконечности

Танос получил все Камни Бесконечности, щелкнул пальцами – и половина живых существ во вселенной стала пеплом. Теперь оставшиеся в живых Мстители пытаются все исправить. 

Этот фильм предназначен только и исключительно для фанатов – и тем ужаснее его история в российском прокате. Даже сложно выбрать, что наиболее омерзительно. Перенос премьеры, которую дети и взрослые ждали год — а по большому счету 10 лет? Безобразно организованная раздача фильма «по талонам для своих» на ММКФ? Высказывания московских гостей в духе «я не видел ни одного фильма, но поддался всеобщей истерии» – в то время как поклонники вселенной по всей стране вынуждены были довольствоваться объедками спойлеров? Чудовищный дубляж, который пробил лежащую на земле планку «Эры Альтрона» и стремится куда-то к ядру планеты? Отсутствие англоязычной версии с субтитрами – вероятно, чтобы никто, не дай бог, не увидел в героях бисексуальности? Мы даже не знаем, за что хвататься. Кажется, выход голливудского мейнстрима «для подростков» рассказал нам о наших нравах все. Бестолковое управление, трусость, жадность, ханжество и полное презрение к целевой аудитории у всех заинтересованных сторон сплясали такой на диво слаженный танец, что смотреть на это страшнее, чем на события в «Мстителях». Как говорится – надо было постараться.  

Джо и Энтони Руссо, как и сценаристам Маркусу и Макфили, тоже надо было постараться – чтобы с честью закончить первую фазу первого в мире полнометражного сериала. Задач было достаточно: свести воедино все нити, заставить зрителей вспомнить лучшие моменты (а заодно и годы своей жизни), построить мостик к будущим фильмам и сериалам, которых в Disney напланировали более чем достаточно. Снимаем шляпу перед изобретательностью создателей: выбрать путешествия во времени, чтобы зрители посмотрели сквозь пальцы на логику происходящего – это почти так же изящно, как одним щелчком решить проблему слишком большого количества героев. «Любой фильм с машиной времени содержит слишком много допущений, чтобы быть логичным», – как бы говорят нам и даже перечисляют с десяток картин, чтобы мы могли в этом убедиться. Попутно, правда, устанавливают жесткие правила игры, которые в итоге нарушают почти мгновенно и поминутно противоречат сами себе. 

Смотреть на это нормальному человеку невыносимо – но, повторимся, последние «Мстители» это не фильм для нормальных людей. Это фильм для фанатов. Для тех, кто смотрел каждую новую часть киновселенной, и не по одному разу, кто помнит каждую реплику и поэтому умиляется, смеется,  ностальгирует и, что называется, горстями ест толченое стекло. С последним особенно тяжело: уровень трагедии в «Финале» зашкаливает. Его действительно очень больно смотреть – в первую очередь благодаря прекрасной работе Роберта Дауни-младшего. Железный Человек всегда был сердцем экранного Marvel. Фильм о нем положил начало великому проекту, и Дауни был великолепен в каждом своем появлении, но в этот раз он, кажется, превзошел сам себя. Практически то же самое можно сказать обо всех Мстителях. Крис Эванс, Марк Руффало, Джереми Реннер и в особенности Скарлетт Йоханссон очень честно играют людей предельно измученных, сломленных, постаревших. Отдельная благодарность Крису Хэмсворту, который неплохо справляется с необходимостью одновременно ломать комедию и оставаться потерявшим все Богом Грома.  

Тут следует вспомнить, что такого Тора придумал Таика Вайтити, и сказать спасибо уже ему. А потом перевести взгляд на Человека-Муравья и вспомнить о Пейтоне Риде, который подарил нам одну из лучших частей вселенной. А потом вздохнуть над Ракетой и от души порадоваться, что Джеймс Ганн все-таки вернется в семью. «Мстители. Финал» во всей его мегаломанской трехчасовой красоте – это памятник технологиям и человеческой фантазии, грамотному маркетингу и неукротимой любви, просчитанному риску и счастливому стечению обстоятельств. Памятник Стэну Ли, который едет вперед, в семидесятые, и Кевину Файги, который буквально наощупь перестроил правила игры в современном кинокомиксе, памятник-чудовище – с нарушенными пропорциями, громоздкий и безвкусный. Но еще это живая история десятков режиссеров и актеров, которых мы не знали, а теперь не можем представить без них мир поп-культуры. История каждого, кто 11 лет жил вместе с киновселенной Marvel. Последних «Мстителей» можно судить с какой угодно точки зрения и как угодно строго. Но при этом надо помнить, что фанатское кино всегда немножечко больше, чем фильм.  

Не принимать в расчет это «немножечко» так же бесполезно, как пытаться уничтожить фансервис дубляжом. Можно, конечно. Только все равно не получится. 

Спецпроект

Загружается, подождите ...