Железо, ржавое железо
О мероприятии
Жанр одного из последних романов Энтони Берджесса (19171993) Железо, ржавое железо столь же почтенен, сколь и капризен семейная сага; история жизни двух фамилий русско-валлийской и еврейской от гибели Титаника и Первой мировой войны до образования Израиля. И хотя название книги отсылает к популярной в начале прошлого века английской песенке о старом железе (то есть о ненужном хламе), его значение гораздо шире. Это апокалиптическая по своему масштабу …
Жанр одного из последних романов Энтони Берджесса (19171993) Железо, ржавое железо столь же почтенен, сколь и капризен семейная сага; история жизни двух фамилий русско-валлийской и еврейской от гибели Титаника и Первой мировой войны до образования Израиля. И хотя название книги отсылает к популярной в начале прошлого века английской песенке о старом железе (то есть о ненужном хламе), его значение гораздо шире. Это апокалиптическая по своему масштабу панорама железного века, эпохи испорченной и жестокой, приходящей на смену веку золотому.
Жанр семейной саги дается далеко не каждому, кто рискует за него взяться, примером тому может служить Василий Аксенов с его Московской сагой. В зависимости от литературных достоинств того или иного своего образца он покрывается то благородной патиной, то ржавчиной (которая пробралась в русское название в оригинале оно звучит как Any Old Iron). Роман Берджесса как раз первый случай. Неудивительно его автор на себе перенес все смуты ушедшего столетия, словно расплачиваясь за каждый из дарованных ему талантов. А их было немало: этот сочинитель оставил по себе память не только как беллетрист, но и как незаурядный композитор, критик, переводчик и полиглот (писатель уверял, что при знакомстве с Борхесом они беседовали на древнем англосаксонском языке).
Железный век сыграл с Берджессом злую шутку. Один из самых плодовитых и разносторонних английских писателей XX столетия, вероятно, навсегда запомнится массовой аудитории главным образом благодаря своему Заводному апельсину (1962), о котором сам автор был невысокого мнения. Мало кто знает, что в этой книге преломился страшный личный опыт писателя: его беременная жена была изнасилована в 1945 году в Гибралтаре американскими дезертирами и потеряла ребенка. Две экранизации этого романа, одна другой скандальнее (Энди Уорхол в середине 60-х и Стэнли Кубрик в начале 70-х), а также последовавший за ней запрет на прокат фильма в Англии лишь закрепили за Берджессом славу литературного enfant terrible. И если родившийся за десять лет до британца Арсений Тарковский век себе по росту подбирал, то самому Берджессу его эпоха была явно мала.