Две звезды, две повести от кутюр: что сделали Валентин Юдашкин и Вячеслав Зайцев для российской моды | Мода и Красота | Time Out
Мода и Красота

Две звезды, две повести от кутюр: что сделали Валентин Юдашкин и Вячеслав Зайцев для российской моды

Ира Кауфман   4 мая 2023
8 мин
Две звезды, две повести от кутюр: что сделали Валентин Юдашкин и Вячеслав Зайцев для российской моды
Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин
Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин – представители разных поколений, но одной модной эпохи, которой не стало за три дня. Пути отца-основателя советской моды и его самобытного ученика, иной раз превосходившего своего наставника, не могли не пересекаться, а их имена на Западе стали синонимами высокого стиля по-русски. Time Out рассказывает о вкладе обоих кутюрье в советскую, а затем и российскую моду.

В стиле à la russe

Фото: legion-media.ru
Фото: legion-media.ru

Дебютную коллекцию Вячеслава Зайцева, посвященную работницам области и села, забраковал худсовет Экспериментально-технической швейной фабрики в городе Бабушкин: фуфайки из цветного репса, юбки из павлопосадских платков и валенки, разукрашенные разноцветной гуашью вместо привычной серой униформы оказались для Советского Союза начала 60-х мыслью чересчур прогрессивной. Зато ее с энтузиазмом подхватил журнал Paris Match, опубликовавший статью под заголовком «Он диктует моду Москве».

Фото: legion-media.ru

К слову, эту идею Зайцев доведет до конца спустя почти полвека – в кутюрной коллекции с говорящим названием «Истоки». А пока продолжит обращаться к историческому опыту страны, ее культурным кодам и таким элементам исконно русского стиля и народного костюма, как меховые шапки, павлопосадские узоры, богатая вышивка, золото и парча. В том же начале 1960-х он покажет в США и Японии свою «Русскую серию», а в 1976-м представит коллекцию, навеянную русскими народными мотивами и отшитую из ивановского ситца. Спустя девять лет Зайцев презентует кутюрную коллекцию «Тысячелетие крещения Руси», а затем и вовсе заполучит негласное звание Дягилева от моды, впервые выступив на Неделе высокой моды во французской столице с коллекцией под названием «Русские сезоны в Париже».

Фото: legion-media.ru

Эстафету подхватил его ученик Валентин Юдашкин, проходивший у Зайцева преддипломную практику в Московском доме моды. Прорубать окно в Европу он отправился с коллекцией «Фаберже», отдававшей дань отечественному ювелиру: платьям, сотканным по образу и подобию знаменитых яиц, в здании российского посольства во Франции гости, включавшие Пако Рабана и Пьера Кардена, аплодировали стоя, а отдельные позиции приобрели в свои фонды Лувр и Калифорнийский музей моды. С тех пор Юдашкин еще не один год принимал участие в парижских кутюрных показах, и каждый раз название его коллекции говорило само за себя: «Екатерина Великая», «Балет», «Русский модерн», «Врубель» и «Анна Каренина» – мэтр продолжил открывать Европе «большой русский стиль».

«Красный Диор» и «Русский Карден»

Фото: legion-media.ru

Валентин Юдашкин – первый российский дизайнер, принятый во французский Синдикат Высокой моды. В 1996-м он получил статус члена-корреспондента престижной ассоциации, а с 2016-го уже стал ее полноправным членом. Правда, в конце 1990-х, когда Синдикат выдвинул требование полностью перенести производство коллекций в Париж, кутюрье был вынужден сложить с себя полномочия. Впрочем, это нисколько не умаляло международного авторитета Юдашкина, которого на Западе к тому моменту называли не иначе как «Русским Карденом».

Французский же Карден в это время водил тесную дружбу с Вячеславом Зайцевым, начавшуюся в апреле 1965 года. Тогда Пьер Карден, Ги Ларош и Марк Боан, работавший в Dior, прибыли в СССР в составе делегации из Франции, чтобы лично засвидетельствовать свое почтение советскому кутюрье, которого они считали «равным среди равных». Результатом встречи стала громкая статья в издании Women’s Wear Daily, вышедшая под заголовком «Короли моды».

Фото: legion-media.ru

Уже упомянутый Синдикат высокой моды предоставил русскому модельеру право показа haute couture, и уже в январе 1988 года в Париже случились знаменитые Зайцевские «Русские сезоны в Париже» в театре Мариньи, по итогам которых мэр Парижа и будущий президент Франции Жак Ширак вручил дизайнеру диплом и медаль почетного гражданина Парижа. Еще год спустя Вячеслав Зайцев одержал победу на конкурсе пяти лучших мировых дизайнеров в Токио, потеснив Донну Каран и Клода Монтана, – и удостоился звания «Красного Диора».

Не только Дом моды

Фото: legion-media.ru

В какой-то период Вячеслав Зайцев разочаровался в советской модной системе, при которой бесконечный процесс утверждения затягивал и без того извилистый путь вещи от эскиза до магазина, – и нашел себя в роли художника по костюмам. Его работы в кино включают «Фокусника» Петра Тодоровского, «Безымянную звезду» Михаила Козакова, советско-венгерский фильм «Держись за облака» и еще несколько картин «Мосфильма», но главным предметом для гордости остаются костюмы героини Натальи Селезневой в киноленте «Иван Васильевич меняет профессию». А в театре художник-модельер и вовсе нашел где разгуляться, создав сценические костюмы более чем для 20 постановок, среди которых «Вишневый сад», «Кто боится Вирджинии Вулф?» и «Три сестры» в Современнике, «Все кончено» во МХАТе им. Горького, «Ричард III» и «Мартовские иды» в театре Вахтангова, «Здравствуй, Пушкин» и «Цыгане» в театре «Ромэн», «Молодость Людовика XIV» и «Пиковая дама» в Государственном Малом театре.

Фото: legion-media.ru

Со спектактлем «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в Театре сатиры связана трагическая, но лишний раз доказывающая талант Зайцева история. Во время гастролей московского театра в Риге у исполнявшего главную роль Андрея Миронова прямо на сцене случился инфаркт, и актер погиб спустя два дня: хоронили народного артиста в расшитом золотом камзоле Фигаро авторства Зайцева. За помощью к мэтру обращались даже бродвейские театры. В результате в костюмах его сочинения щеголяли солисты мюзикла Дюка Эллингтона Sophisticated Ladies.

Фото: legion-media.ru
Фото: legion-media.ru

Если Зайцев чувствовал себя как рыба в воде в театрально-кинематографических кругах, то Юдашкин стремился на спортивную арену. Доказавший, что ему по силам не только сложносочиненные наряды для красной ковровой дорожки, но и удобный носибельный крой, Юдашкин заполучил право создания формы для олимпийской сборной России на играх в Лиллехаммере и Атланте в 1994 и в 1996 году соответственно. 

Фото: legion-media.ru

Детское увлечение фигурным катанием спустя много лет пригодилось на льду в виде рабочей задачи международного значения: сперва Валентин Юдашкин колдовал над костюмами Татьяны Навки и Романа Костомарова к Туринской Олимпиаде, а позже одевал на выступления Евгения Плющенко. Значится в истории Дома моды Valentin Yudashkin и военная страница: в 2000-х ему доверили парадную форму для служащих ВС РФ.

Любимцы звезд и именитых особ

Фото: legion-media.ru

С самого начала Вячеслав Зайцев на правах главного кутюрье страны имел удовольствие работать с представителями советской элиты, среди которых в разные годы были первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, министр культуры Екатерина Фурцева, театральный режиссер Галина Волчек, певицы Клавдия Шульженко, Людмила Зыкина и Эдита Пьеха, а также актрисы Алиса Фрейндлих, Людмила Гурченко, Марианна и Анастасия Вертинские.

Фото: legion-media.ru

В июне 2003-го модельер был приглашен на проектирование одежды для первой леди страны Людмилы Путиной во время официального визита Владимира Путина в Великобританию, включавшего аудиенцию с королевой Елизаветой II. Работал Зайцев и со звездами российской эстрады: знаменитое платье-балахон, ставшее знаковым нарядом Аллы Пугачевой, – его рук дело.

Фото: legion-media.ru
Фото: legion-media.ru

Не менее нежные чувства Примадонна питала и к Валентину Юдашкину, не без кокетства замечая, что тот знает о ней все. Юдашкин одевал Филиппа Киркорова, Людмилу Гурченко, Светлану Медведеву, а еще Селин Дион и Леди Гагу – обе звезды блистали в нарядах отечественного дизайнера на светских раутах в 2016 году.

Но главной почитательницей таланта Юдашкина, сыгравшей большую роль в его карьере, оставалась супруга первого президента СССР и икона стиля Раиса Горбачева: на все официальные мероприятия высокопоставленная особа являлась с ног до головы одетой в Valentin Yudashkin.

Фото: legion-media.ru

Мода и искусство

Фото: legion-media.ru
Фото: legion-media.ru
Фото: legion-media.ru

Помимо всего прочего, наряды авторства Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина роднит театральность, художественность и тесная связь с декоративно-прикладным искусством. Именно поэтому у обоих брендов имеются налаженные дружественные отношения с музейным сообществом, а работы кутюрье регулярно выставляются в стенах музеев, зачастую становясь центральным объектом экспозиции.

Фото: legion-media.ru

Так, коллекция Вячеслава Зайцева «Как молоды мы были», датирующаяся 1996 годом, остается достоянием Музея Москвы. Эрмитаж может похвастаться более чем 15 кутюрными работами маэстро, в то время как некоторые наряды бренда переданы Метрополитен-музею и Технологическому институту моды в Нью-Йорке.

Фото: legion-media.ru

Итоги творческого пути Валентина Юдашкина длиной в четверть века подвела выставка «Мода в пространстве искусства» в Пушкинском музее, случившаяся 10 лет назад: тогда народному художнику и заслуженному деятелю искусств РФ было отведено пространство постоянной экспозиции для демонстрации моделей из самых разных коллекций, включая принесшую ему славу за рубежом «Фаберже». Кутюрные наряды Валентина Юдашкина также хранятся в Музее костюма Лувра, Калифорнийском музее моды, Государственном Историческом музее Москвы, Международном музее олимпийских игр и нью-йоркском Метрополитен-музее.