Королева мод: 8 нарядов Елизаветы II и 8 историй, стоящих за ними | Мода и Красота | Time Out
Мода и Красота

Королева мод: 8 нарядов Елизаветы II и 8 историй, стоящих за ними

Ира Кауфман   14 сентября 2022
10 мин
Королева мод: 8 нарядов Елизаветы II и 8 историй, стоящих за ними
Королева Елизавета II, 1990 год, фото: legion-media.ru

Монохром всех цветов радуги, чтобы заметили, платье для рандеву с Жаклин Кеннеди и шляпы вместо короны: Time Out вспоминает 8 самых известных образов Ее Величества, обросших легендами.


Помолвка принцессы Елизаветы и Филиппа Маунтбеттена, принца Греческого и Датского, 1947 год

В июле 1947 года принцесса Елизавета, еще будучи наследницей на престол, устроила в Белой гостиной официальный прием по случаю собственной помолвки с лейтенантом Маунтбеттеном, который войдет в историю Великобритании как самый «долговременный» консорт.

О радостном событии будущая королева сообщала в простом, но на удивление ладно скроенном наряде от британского модельера Эдварда Молино – дизайнера с безупречным вкусом и тягой к «приглушенной элегантности», на дух не переносившего крикливость и эксцентричность: в 1920-1930-х годах к нему обращались в том случае, когда хотели быть одетыми «именно так, как надо».

Фото: legion-media.ru

Эдвард Харди Амис, которому довелось одевать королеву с 1950-х и вплоть до своего выхода на пенсию в 1989 году, признавался, что на него очень повлияли работы Эдварда Молино, и называл его не иначе, как «своим божеством». Британскому дизайнеру было поручено сшить и внушительную часть нарядов для поездки юной наследницы трона по Южной Африке, которыми будущая королева осталась весьма довольна. Тогда все решили: автором свадебного платья будет также он.

Свадьба принцессы Елизаветы и Филиппа Маунтбеттена в Вестминстерском аббатстве, 1947 год

Фото: legion-media.ru

Прогнозы большинства не оправдались: 20 ноября Елизавета шла под венец в платье авторства другого счастливчика – не менее именитого лондонского кутюрье Нормана Хартнелла.

История создания свадебного наряда достойна отдельного пассажа. Дело происходило в тяжелое для Англии послевоенное время – спустя всего два года после окончания Второй Мировой. В условиях дефицита и с целью экономии в стране была введена карточная система, и королевская семья, как и ее поданные, жила по талонам, которых на свадебный наряд попросту не хватало. Тогда жительницы Великобритании в едином порыве стали отправлять ей свои – лишь бы вышло платье мечты, достойное будущей венценосной особы.

Сандро Боттичелли, «Весна», 1480. legion-media.ru

Вдохновленный картиной Сандро Боттичелли «Весна», изображающей усеянную цветами поляну в апельсиновом саду, Норман Хартнелл принялся за работу: платье из атласа-дюшеса цвета слоновой кости он украсил бессчетным количеством цветочных аппликаций из жемчуга, который, в силу отсутствия его в послевоенной Англии, пришлось вести из Америки, оплатив миллионные пошлины.

Но и на этом свадебный переполох не закончился. За час до торжества одолженная у матери тиара от Garrard в форме кокошника из 47 «шипов» разной высоты, украшенных бриллиантами, раскололась надвое прямо в руках у невесты, и пришлось в спешке вызывать ювелира, способного устранить недоразумение. На заметку верящим в приметы: несмотря на все свадебные злоключения, Елизавета и Филипп прожили долгую и счастливую семейную жизнь.

Коронация Елизаветы II в Вестминстерском аббатстве, 1953 год

Фото: legion-media.ru

Коронационное платье, выполненное из деликатного шелкового сатина-дюшеса из замка Луллингстон в Кенте и украшенное бриллиантами, аметистами, жемчугом и розовыми драгоценными камнями, – вновь дело рук Нормана Хартнелла, удостоившегося после церемонии звания придворного портного королевы.

При создании этого, имеющего особенную важность для Лилибет наряда британский кутюрье строго придерживался требований, обозначенных королевской особой: платье для коронации должно было отсылать к ее свадебному наряду и одновременно олицетворять собой мощь и статусность монархии. С этими задачами был призван справиться наряд с вырезом в форме сердца, расклешенной юбкой и сложной вышивкой в качестве декора.

Заручившись поддержкой королевы, дизайнер отобрал главные символы Великобритании и стран Содружества: на орнамент из кленовых листьев для Канады, колосьев для Пакистана, лотосов для Южной Африки, английских роз, валлийского лука-порея, ирландского трилистника и шотландского чертополоха потребовалось 3000 часов ручного труда шести вышивальщиц. Завершали величественный образ Корона Имперского Государства весом в 3 кг, украшенная 2868 бриллиантами, 17 сапфирами, 11 изумрудами и сотнями жемчужин, четыре из которых ранее были частью серег Елизаветы I, и не менее увесистая мантия из красного бархата с изящным шелковым подкладом взамен привычному горностаю, расшитая золотыми оливковыми листьями и снопами пшеницы, символизирующими мир и процветание.

Впрочем, Норман Хартнелл не смог отказать себе в маленьком непослушании и одну деталь держал в секрете даже от самой королевы вплоть до коронации: проказник вышил четырехлистник на левой стороне платья – на удачу и долгое правление, которое продолжалось 70 лет.

Прием четы Кеннеди в Букингемском дворце, 1961 год

Фото: legion-media.ru

Всего через несколько месяцев после того, как Джон Кеннеди вступил на должность президента США, он получил приглашение на прием в Букингемский дворец лично от Елизаветы II. Визита новоиспеченного американского президента королева ждала с волнением, но не столько из-за него самого, сколько из-за сопровождавшей Кеннеди супруги Жаклин – «божественной и пугающе умной» первой леди, уже прослывшей первой модницей и иконой стиля. Упасть в грязь лицом было никак нельзя, и Елизавета обратилась за помощью к своему портному, сотворившему голубое тюлевое платье на бретелях.

По меркам британской моды того времени наряд казался по-королевски роскошным, но одевавшаяся у французских кутюрье Жаклин Кеннеди старания англичан не оценила. Надо признать, что на фоне деликатно мерцающего атласного платья Жаклин от нью-йоркского ателье Шез Нинон, повторившего иконическое платье Givenchy, пышный тюлевый наряд А-силуэта, позаимствованный из моды 50-х, смотрелся несколько архаично.

Если верить фотографу Сесилу Битону, ни королевское платье, ни прическа Елизаветы, ни даже сам Букенгемский дворец на Жаклин Кеннеди не произвели должного впечатления. Последний она и вовсе сравнила с заброшенным провинциальным отелем – второсортным, полуразрушенным и навевающим тоску. Масла в огонь подлил любящий съязвить принц Филипп, заявивший Елизавете: «Если вы когда-нибудь почувствуете необходимость кататься на мотоцикле, ваши завитые локоны можно будет использовать как шлем».

Премьера фильма «Лоуренс Аравийский» в «Одеоне», 1962 год

Фото: legion-media.ru

И снова творчество Нормана Хартнелла – на сей раз, приуроченное к премьере фильма «Лоуренс Аравийский», посвященного военному герою Великобритании Томасу Эдварду Лоуренсу. В кинотеатре «Одеон» на Лестер Сквер Елизавета блистала в платье из тафты и атласа, украшенном кристаллами и расшитом на авторский «звездообразующий» манер, моментально выдававший почерк Хартнелла.

Впрочем, британский модельер смог позволить себе и некоторые вольности в виде юбки-пуфа, которую несколько десятилетий спустя пустит в оборот и доведет до совершенства Кристиан Лакруа. Елизавета еще раз наденет это платье на заседание парламента, прежде чем спустя 58 лет передать его по наследству на свадьбу своей внучке Беатрис.

Принцессе Йоркской, решившей выразить почтение своей великой бабушке в день венчания с итальянским бизнесменом Эдоардо Мапелли-Моцци, достанется слегка отредактированная версия: плечи дополнят полупрозрачные рукава-фонарики, пышный силуэт станет смягченным, а подол платья – чуть более свободным. Но это по-прежнему будет то самое платье от Нормана Хартнелла, ничуть не утратившее собственной привлекательности и актуальности.

Королевская прогулка по Лондону в честь Серебряного юбилея, 1977 год

Фото: legion-media.ru

В один момент Елизавета II взяла за правило появляться в обществе в ярких монохромных образах с ног до головы. Шляпка к наряду выбиралась строго в тон: shocking pink, лимонный, фуксия, салатовый, королевский синий и, пожалуй, самый любимый Елизаветой бирюзовый оттенок тиффани – монаршая особа запросто выгуливала самые смелые цвета, не боясь выставлять себя напоказ и бросаться в глаза. Напротив, она этого и добивалась.

Такова была гениальная задумка стилистов, решивших с помощью насыщенной цветовой гаммы заострить внимание на миниатюрной Елизавете и выдвинуть ее на первый план в толпе. На вопрос, откуда у королевы такая любовь к радужной палитре и шляпкам в тон, ее любимая невестка, графиня Софи Уэссекская, сказала: «Ей нужно выделяться, чтобы люди могли сказать: “Я видел королеву”».

Публичные мероприятия с участием Елизаветы собирали целые улицы, а то и районы, и каждому хотелось хотя бы одним глазком взглянуть на стоящую дольше всех у руля Британской империи женщину-монарха. Заприметив в толпе яркий кусочек шляпы или лацкан пальто Елизаветы, можно было с чистой совестью заявить, что повидал в этой жизни все – даже держательницу короны.

К слову, о последней: есть версия, что шляпки как обязательный элемент королевского образа служили альтернативой короне Британской империи, украшенной 2,8 тыс. алмазов, сотнями жемчужин, сапфирами, изумрудами и рубинами и весящей около 1,3 кг. В одном из интервью Елизавета II призналась, что носить ее возможно только по особым случаям – ведь если опустить голову, чтобы прочесть текст речи, шея сломается, а корона упадет.

Съемка Елизаветы II в Букингемском дворце, 2016 год

Фото: legion-media.ru

Энни Лейбовиц была первым фотографом из США, удостоившимся чести снимать королеву Елизавету II. Миссия была волнительная, и самая успешная женщина-фотограф заметно нервничала.

К тому же с самого начала все пошло не по плану: Лейбовиц хотела снимать королеву верхом на ее любимом скакуне в Виндзорском замке, вместо чего получила в свое 25-минутное распоряжение модель не в самом лучшем расположении духа на стуле в Букингемском дворце.

Да еще и в тиаре, которую Лейбовиц тут же попыталась опротестовать, предложив оставить украшение за кадром, чтобы хотя бы первые снимки вышли «менее нарядными». «Менее нарядными? Как вы себе это представляете?», – повис в воздухе немой вопрос-укор от Елизаветы II. В результате в камеру смотрела гордая и величественная королева, облаченная в роскошное жаккардовое платье и иссине-черный вельветовый кейп, – ровно такая, какой ее и хотели видеть восторженные зрители.

Елизавета II на Неделе моды в Лондоне, 2018 год

Фото: legion-media.ru

В феврале 2018 года Лондонскую неделю моды ждал по-настоящему королевский визит: неожиданно для всех и впервые за 66 лет правления показ посетила 91-летняя Елизавета II. На то имелся веский персональный повод: королева пришла на шоу Ричарда Куинна, выпускника Сентрал Сен Мартинс, чтобы вручить юному дарованию утвержденную ею же премию за развитие британского дизайна. Куинну, на следующее утро проснувшемуся знаменитым, королева рукоплескала с первого ряда в компании главного редактора американского Vogue Анны Винтур и главы Британского совета моды Кэролайн Раш.

Для дебютного и единственного выхода монаршей особы на Неделе моды в Лондоне был выбран классический костюм из небесно-голубого твида, скроенный персональным стилистом и дизайнером королевы Анджелой Келли. Она же создала и статуэтку в форме английской розы, которую обезумевший от счастья Куинн получал из рук лично Ее Величества.

Впрочем, надо отдать должное молодому дизайнеру, не растерявшемуся и успевшему подготовиться ко встрече с титулованной особой. Позже он признается, что облачить моделей в пестрые платки с головы до ног решил в самый последний момент, дабы высказать свое почтение гостье, взявшей за модную привычку носить похожие шарфики в свободное от работы и официальных приемов время.