Возвращение к истокам: рецензия на «Супермена» Джеймса Ганна
Вот уже три года Супермен (Дэвид Коренсвет) спасает жизни землян и борется со злом. Но даже метачеловек побеждает не всегда: столкнувшись с закованным в доспехи рыцарем, он впервые оказывается в проигравших. Ему нужно подлатать раны в штаб-квартире, что в Арктике, и вернуться в бой. Но и это не помогает — невесть откуда взявшийся Молот Боравии мутузит нашего героя, предсказывая каждое его движение.
Оказывается, за этим стоит то ли завидующий, то ли мечтающий о бесконечной власти миллиардер Лекс Лютор (Николас Холт), годами собиравший досье на Супермена. Теперь судьба защитника Метрополиса незавидна: Лютор не только побеждает супергероя, но и настраивает против него правительство и простых людей. Именно с этим и приходится бороться журналисту-очкарику Кларку Кенту, вечерами надевающему синее трико и красный плащ.
О Супермене мир узнал 87 лет назад, в 1938 году, когда вышел первый комикс. С тех пор герой внедрился в поп-культурный код, поэтому раз за разом рассказывать историю его становления сегодня — своего рода моветон. Джеймс Ганн, вот уже несколько лет отстраивающий обновленную вселенную DC, от нее тоже отказался и погрузил зрителя сразу в пекло. Супермен не просто помогает жителям Метрополиса в битве с их экзистенциальными угрозами, но и вмешивается в дела других государств.
Где-то далеко-далеко от США лидер Боравии — вымышленной собирательной восточноевропейской стереотипной страны — собирается напасть на бедное государство Джарханпур, сославшись на действующий в нем диктаторский режим. Супермен, естественно, против, а это не нравится сильным мира сего, в том числе и Лексу Лютору. Импровизированный и поверхностный (а как еще в таком блокбастере?) политический комментарий Ганна о ситуации в Восточной Европе и на Ближнем Востоке легко мог бы выглядеть инородно, если бы не расставленные акценты: с помощью комичных героев и поднятого до небес пафоса режиссер как бы намекает — мы все еще смотрим кино о супергерое в трико.
В этом и кроется ценность «Супермена». Ганн не заходит на территорию метакино, не ломает четвертых стен и не изобретает новых фишек — это от и до олдскульный комикс из нулевых с утрированными антагонистами и протагонистами, не перевешивающей все и вся иронией и отказавшийся от мрачных тонов снайдеровской вселенной. Иными словами, фильм умудряется быть комфортным любому зрителю: и тому, который пришел на эскапистское кино, и тому, кто ищет в реализм там, где его вроде бы не должно быть в природе.

Попытка Ганна услужить всем и снять комфортную ленту прослеживается не только в отсутствии потока непрекращающихся шуток, как это было в «Отряде самоубийц» или прежде в «Стражах Галактики». За них, к слову, отвечают пес Крипто с красным плащом, понравившийся фанатам еще на этапе промокампании, когда тот появлялся едва ли не на каждом постере, и Банда справедливости — друзья Супермена, которым досталось много хронометража, но совсем не хватило раскрытия.
Режиссер делает реверанс и в сторону консервативного поклонника супергероики, обратившись к внутреннему конфликту Кларка Кента, который не раз задается вопросом: «Кто я?». В поисках баланса между человеческим и метачеловеческим он ошибается, постепенно обретает нового себя, по-другому смотрит на свое прошлое и рефлексирует о своем месте в мире.
Все это в итоге складывается в легкое, наивное кино и продуманное до деталей обновление (читай — возвращение к истокам) вселенной. Впрочем, лететь впереди Супермена не будем. Судя по неудачам студии Marvel, не сумевшей выбраться из постмстительного кризиса, путь к успеху для DC тоже будет тернистым — все время возвращаться к старому и пользоваться одними и теми же формулами невозможно.
Оценка Time Out: 7 из 10
Возрастное ограничение: 16+