«Меня не интересует хороший вкус». Правила жизни «отвратительного и великолепного» Хельмута Ньютона | Мода и Красота | Time Out
Мода и Красота

«Меня не интересует хороший вкус». Правила жизни «отвратительного и великолепного» Хельмута Ньютона

Ира Кауфман   2 августа 2023
6 мин
«Меня не интересует хороший вкус». Правила жизни «отвратительного и великолепного» Хельмута Ньютона
Germany, Berlin, November 05, 2020: A woman can be seen taking a photo in front of a large black and white photograph by fashion photographer Hetmut Newton. On the occasion of the 100th birthday of German-Australian photographer Helmut Newton (born Helmut Neustaedter), the Helmut Newton Foundation is presenting the exhibition 'Helmut Newton One Hundred' with 30 selected works from October 31 to November 8, 2020. The photo exhibition covers the 85 meter long wall at the at Kraftwerk Mitte. (Photo by Jan Scheunert/Sipa USA)
Любить или презирать его творчество – личное дело каждого. Но оставаться равнодушным к Хельмуту Ньютону, сумевшему возвести вульгарность и безвкусицу в культ и перевернуть представление о фешн-фотографии, решительно невозможно. По случаю выхода в российский прокат документалки «Хельмут Ньютон: отвратительный и великолепный» Time Out вспоминает самые яркие высказывания «Короля кинка».

Философия

Фото: legion-media.ru

Вуайеризм в фотографии – необходимое и профессиональное заболевание. Смотреть, фиксировать, наблюдать, формулировать, находить мишень – таковы правила в нашем деле. Мир совершенно иной, когда смотришь на него через видоискатель. Если фотограф говорит, что не является вуайеристом, он либо дурак, либо лжец.

Я всегда тщательно готовлюсь к съемке, а потом снимаю так, как будто что-то пошло не так. По этой причине я больше не работаю с пленкой Kodachrome – эти фотографии выглядят слишком профессиональными, слишком зернистыми, слишком идеальными. Лучше уж будет то, что я называю “странным цветом” – я даже не против, чтобы абсолютно все было не так, до тех пор пока это выглядит слишком ужасно. Но во главу угла я всегда ставлю профессионализм.

Все красивое – фальшивка. Самый красивый газон – пластиковый.

Фото: legion-media.ru
Фото: legion-media.ru
Фото: legion-media.ru

Мои работы не несут никакого послания – они довольно просты и не требуют объяснения. Если порой они кажутся замысловатыми и их бывает трудно понять, то это лишь из-за большого количества деталей и насыщенности кадра. Но сами фотографии очень просты.

В моем вокабуляре есть два плохих слова: искусство и хороший вкус. Искусство – ругательство для фотографа, эта изящная чушь убивает все живое. А хороший вкус не имеет ничего общего с талантом. Меня привлекает безвкусица – это захватывает гораздо больше наличия вкуса, который представляет собой лишь стандартизированное мышление, и ничто иное.

Работы каких-то фотографов – это искусство. Мои – нет. Если они когда-то будут выставляться в галерее или музее, я не возражаю. Но снимаю я не для этого. Я – наемный стрелок.

Мои работы – все равно что истории, у которых нет ни начала, ни середины, ни конца.

Фешн-фотография

Фото: legion-media.ru

Я покончил с фешн-фотографией, потому что хотел делать нюдсы. Мода – это просто. Мода скрывает нюансы. А вот снимать кого-то полностью обнаженным – задача не из легких.

Фото: legion-media.ru
Фото: legion-media.ru
Фото: legion-media.ru

Однажды я сильно заболел и был на волосок от смерти. Тогда я пообещал себе, что если выкарабкаюсь, то больше никогда не буду потакать арт-директорам модных изданий с их идеями и запросами. Я буду снимать только то, что имеет непосредственное отношение ко мне, то, что я чувствую нутром.

Мне нравится работать в социуме с определенным набором табу – а мир моды именно такой. Подмечать эти табу и обходить их – вот что интересно.

Я по-прежнему считаю, что идеальный фешн-снимок – тот, что не выглядит как фешн-снимок. Пусть это будет кадр из фильма, сувенирное фото на память, звезда в объективе папарацци – все что угодно, кроме фешн-снимка.

Фото: legion-media.ru
Фото: legion-media.ru

Портреты

Фото: legion-media.ru

Мне нравится снимать людей, которых я люблю, людей, которыми я восхищаюсь, а еще людей знаменитых и в особенности людей печально известных. Последним моим печально известным героем был основатель крайне правой французской партии Жан-Мари Ле Пен.

Кого я люблю снимать? Тех, кого люблю, кем восхищаюсь и кого ненавижу.

Фото: legion-media.ru

Не буду скрывать, я стремлюсь заполучить скандальный снимок даже тогда, когда снимаю портреты. Я бы хотел быть папарацци. В случае с портретами необходимо вторгаться в личное пространство. Поэтому я восхищаюсь папарацци – вот кто действительно не боится вмешиваться.

Я всегда прошу моих героев быть самими собой. Думаю, это очень важный момент в случае с портретами. Разумеется, я сам решаю, как, где и при каких обстоятельствах буду снимать их, но всегда забочусь о том, чтобы не сделать человека тем, кем он не является.

Фото: legion-media.ru
Фото: legion-media.ru

Большая часть моей работы – кураж. Поскольку я сам довольно застенчив, прежде чем предложить герою очередную безумную идею, я всегда стараюсь убедиться в том, что он воспримет ее положительно. Я никого не заставляю делать что-то против его воли и никогда не давлю. Думаю, многие позируют для меня так откровенно лишь оттого, что я внушаю им уверенность. Ну или потому, что я старше.

Фото: legion-media.ru

Локация и свет

Фото: legion-media.ru

Я не люблю белый фон. Женщина не живет напротив белого фона. Она живет на улице, в автомобиле, в гостиничном номере.

Иногда так случается, что Бог решает дать мне луч света или облако в самый нужный момент. Именно поэтому я предпочитаю работать на улице. Все, что может сделать для меня Бог в студии, – это зарядить грозу, которая вырубит электричество.

Я люблю все отели, начиная от старых роскошных дворцов, вроде Ритца, и заканчивая современными холодными и депрессивными зданиями. А еще отели – это практично. Снять студию куда дороже, нежели арендовать целый гостиничный этаж.

Фото: legion-media.ru
Фото: legion-media.ru

Я фанат сценического света. Я воспитывался в 20-е и 30-е, когда бал правили кинематографичный стиль и Марлен Дитрих. Я люблю жесткий свет, который отбрасывает глубокие тени на лицо. Большинство фотографов избегает дневного света: им подавай мягкость, сумерки. А я считаю эти часы самыми дерьмовыми. Мне бы пустыню, когда солнце высокое и беспощадное.

Однажды я делал фотосет для американского “Вога”. Съемка проходила в огромной студии в Голливуде, и они арендовали кучу дорогущего профессионального света. Но я сказал: “Уберите это немедленно”. И снимал на свою любительскую камеру 35 мм с одной вспышкой.

Фото: legion-media.ru

Женщины и секс

Фото: legion-media.ru

Буржуазные женщины гораздо эротичнее парикмахерш или секретарш. Элегантность, образование, окружение – я верю во все эти вещи, и пусть мне иногда бывает за это стыдно, но это правда. Женщины из высшего общества сексуальны по своей натуре.

Мне нравится определенный женский образ – холодный. Все потому, что я ненавижу сентиментальность и романтизм. Пусть романтика остается в моих пейзажах, но не в женщинах.

В женщине, которую я снимаю, должен быть некий намек на доступность. Меня гораздо больше возбуждают женщины, дающие понять, что они сексуально доступны, нежели те, что сдержанны и закрыты. Вот это чувство доступности я нахожу крайне эротичным.

Фото: legion-media.ru

Что сказать критикам, которые называют мои работы женоненавистническими? Они идиоты! Во-первых, зачем мне проводить всю свою жизнь в компании женщин, одетых или раздетых, если я их не люблю? Ну а во-вторых, на всех моих фотографиях женщины торжествуют, а мужчины исполняют роль игрушек. Они – аксессуары, находящиеся в рабском подчинении у женщин.

Фото: legion-media.ru

Весь этот садомазохизм до сих пор мне интересен. Я всегда вожу в багажнике цепи и замки – не для себя, а для своих работ. Кстати, я никогда не делаю узлы слишком тугими.

Я не думаю, что секс это про веселье. Секс жутко серьезен. Иначе он перестает быть сексуальным. Я считаю, что возбуждает греховность, а не юмор. Находить в сексе веселье — это так по-американски.

Фото: legion-media.ru