За любую провинность. Почему телесные наказания — архаичный и недопустимый метод воспитания детей | Дети | Time Out
Дети

За любую провинность. Почему телесные наказания — архаичный и недопустимый метод воспитания детей

Евгения Литвинова 28 сентября 2021
8 мин
За любую провинность. Почему телесные наказания — архаичный и недопустимый метод воспитания детей
Фото: Depositphotos

Тема наказаний, особенно телесных, вызывает бурные дискуссии со множеством аргументов с обеих сторон. Однако современный мир предоставляет все больше возможностей для исследования и изучения методов воспитания. Time Out рассказывает, почему этот способ добиться желаемого поведения — пережиток прошлого и что на текущий момент известно о последствиях физических наказаний.


Терминология

Под физическими, или телесными, наказаниями понимают применение физической силы к ребенку, чтобы исправить или контролировать его поведение. Как правило, это причинение боли без серьезного ущерба. Это тот случай, когда существуют и причиненная боль, и намерение эту боль причинить. Однако нельзя путать наказание с другими действиями, которые могут случайно причинять боль ребенку — например, когда вы хватаете падающего ребенка, обрабатываете ссадину раствором и так далее.

Почему это происходит

Семейный психолог Людмила Петрановская выделяет несколько типов родительского насилия. Два самых часто встречаемых типа:

  • Стереотип — «так надо», «так всегда делали родители», это принято в культуре, таков обычай;
  • Стремление передать свои чувства — насилие как высказывание, как последний довод («чтобы он понял наконец»).
Фото: Depositphotos

Культурный опыт родителей часто является основным ресурсом в воспитании детей. Когда взрослые живут в обществе, где одобряются телесные наказания, насилие над ребенком становится приемлемым и культурно оправданным. Чем больше вокруг существует законных возможностей использования силы, тем чаще родители будут применять ее в воспитательных целях. Тогда телесное наказание становится частью семейных ритуалов, которые обеспечивают сплоченность семьи.

По данным некоторых исследований, в странах, где физические наказания менее распространены, дети сильнее переживали случаи насилия. Когда применение силы присутствует в культуре, психика может выставить барьер и защититься. Тем не менее дети, которых наказывали физически, росли более агрессивными и тревожными — вне зависимости от того, в какой культуре они воспитывались.

Даже если эта практика разрешена в обществе, это не означает, что она приемлема. Неважно, где живут дети, — у них есть права.

Многие настаивают: «Нас били — и ничего», после чего продолжают придерживаться этой позиции. Оказывается, эти люди настолько травмированы пережитым в детстве насилием и тем, что его сотворили самые главные люди в их жизни, что попросту не могут принять ситуацию как данность. Они тоже попали в ловушку насилия, когда ты не можешь поверить, что близкий человек мог так с тобой поступить. А если смог, значит это с тобой что-то не так — «по-другому не понимал».

Когда психологи, педагоги и исследователи говорят о недопустимости физического насилия, они предлагают вступить в конфликт с собственной природой, культурой и уже приобретенными шаблонами поведения. Таким людям сложно принять результаты научных исследований. Признав, что наказание вредит детям, они чувствуют себя жестокими.

Наказания и мозг

Фото: Depositphotos

Исследуя влияние шлепков на развитие детей, ученые Гарвардского университета помещали детей 10-11 лет в томограф и наблюдали, как мозг реагирует на изображения агрессивных и пугающих человеческих лиц. Оказалось, что префронтальная кора головного мозга тех, кого шлепали в детстве, реагировала на изображения довольно сильно. Точно такая же реакция была у детей, которые подвергались более серьезному насилию.

Префронтальная кора головного мозга отвечает за принятие решений, планирование, контроль эмоций и способность рассуждать — именно она страдает от насилия и связанного с ним стресса.

Ученые предположили: неважно, с какой формой наказаний сталкивается ребенок — с легкими «воспитательными» шлепками или серьезным насилием. В обоих случаях в его мозгу складываются определенные вредные для развития шаблоны.

По данным более ранних исследований, у детей, которых регулярно наказывали, было меньше серого вещества в областях мозга, связанных с депрессией, наркоманией и другими психическими расстройствами. Также выяснилось, что IQ ребенка связан с количеством серого вещества в этих областях. Исследование 2010 года показало: если наказывать трехлетнего ребенка как минимум два раза в месяц, уровень его агрессии в пятилетнем возрасте будет выше.

Чем больше серого вещества в мозге, тем сильнее способность оценивать последствия своих действий. Телесное наказание за отсутствие самоконтроля не дает ребенку развить этот самоконтроль. Дети контролируются извне, но внутренняя позиция может так и не сформироваться. Профессор Элизабет Герсхофф, 15 лет изучающая телесные наказания, пишет, что ни одно исследование не доказало пользу порки. Большинство из нас остановится, когда нас бьют, но вряд ли порка может чему-то научить.


Принципы естественного обучения

Длительная изоляция, в течение которой дети — да и многие взрослые — были вынуждены перейти на дистанционное образование, также всколыхнула новые вопросы о том, как именно мы усваиваем знания и умения. Time Out рассказывает о естественном обучении, которое набирает популярность в последние годы.

Читать статью


Социальное поведение

Телесные наказания призваны подавлять детскую агрессию и нежелательное поведение. Однако физическое наказание в то же время позволяет детям научиться агрессии. Если родители пытаются изменить поведение детей, причиняя им боль, то чада, скорее всего, поступят так же с окружающими, когда захотят повлиять на их действия.

Одинаково плохо влияют на ребенка и слабые шлепки, и серьезные телесные наказания. Неважно, в какой стране вырос ребенок и к какому социальному классу принадлежат его родители, — любые наказания закрепят антиобщественное поведение и разовьют агрессию.

Влияние на умственное развитие

Интеллект ребенка развивается через взаимодействие с другими людьми. Что влияет на обучение и на склонность к нему? Привязанность к родным, дружба и совместное обучение со сверстниками, отношения между детьми и учителями. Объясняя и рассуждая, можно достичь куда больших результатов в обучении, чем просто наказывая без причины.

Дети, которые боятся быть наказанными, не могут исследовать окружающий мир, не стремятся развивать свои академические навыки и вынуждены блокировать природное любопытство.

Качество детско-родительских отношений

Физические наказания вредят отношениям между детьми и их родителями. Безопасная привязанность поддерживается теплыми и позитивными отношениями, наказания же ломают ее. Привязанность влияет на самые разные результаты развития ребенка и его навыки взаимодействия с другими людьми. Безопасность привязанности жизненно важна для ощущения благополучия и безопасности внутри семьи и за ее пределами, это важный компонент для развитии совести.

Исследования показывают, что физическое наказание меняет отношения между детьми и родителями как в сторону полного отчуждения, так в сторону болезненной привязанности и отсутствия сепарации.

Ментальное здоровье

Фото: Depositphotos

Менее заметным, но серьезным следствием телесных наказаний является развитие депрессии, тревоги, суицидальных мыслей и другие проблемы с психическим здоровьем. Они часто игнорируются и не решаются, однако могут иметь последствия на всю жизнь и влиять на воспитание следующего поколения.

Проблемы психического здоровья являются результатом подавления детского гнева, связанного с наказаниями от тех взрослых, от которых зависит ребенок.

Дисциплина и моральные нормы

Одна из главных целей семьи — помочь детям усвоить ценности и установки общества. Это включает чувствительность к проступкам и ненадлежащему поведению, а также способность сдерживать себя и исправлять ущерб. Контроль своего поведения — более важная цель воспитания, по мнению большинство экспертов, чем немедленное послушание. Многие родители хотят научить детей правильному поведению в обществе, но не понимают, что телесные наказания без объяснения будут иметь прямо противоположный эффект. Исследования доказали: логичное и последовательное обучение моральным нормам гораздо продуктивнее, чем телесные наказания.

Часто в семье возникает ситуация «круговорота насилия»: плохое поведение детей провоцирует родителей, а наказания «заставляют» детей протестовать и плохо себя вести. С одной стороны, ребенок, который проявляет агрессию, должен быть наказан, с другой — использование родителями физических наказаний приводит к повышению агрессии.

Порочный круг: абсолютно непонятно, кто из участников этого процесса является его первоисточником, что часто провоцирует установку «это у меня ребенок такой, поэтому до него достучаться можно только так».

Итоги

Фото: Depositphotos

Все мы воспитываем детей как можем, и нас воспитывали как могли. В каких-то случаях очевидна нехватка ресурса и базовой безопасности, в каких-то — отсутствие навыков и знаний. Однако мы можем не тонуть в чувстве вины или отрицании происходящего, а остановить порочный круг насилия.

В англоязычных публикациях встречается термин cycle breaker — разрушитель цикла. Он используется для описания человека, который принял решение остановить цикл насилия или токсичных отношений, которые из поколения в поколения передаются в его семье.

У насилия есть множество причин — и нет никаких оправданий. У вас есть возможность вырваться из этого порочного цикла.

Если у вас нет на это сил — о чем часто говорят опустошенные родители, провоцируя круг из насилия, — подумайте о том, что в долгосрочной перспективе обучить ребенка проще, чем каждый раз наказывать и однажды понять, что наказания больше не работают.

«Я бью своих детей и хочу с этим справиться», — уже отличный запрос для терапии, для общения на форуме или обращения к тематической литературе.

Рекомендуем к прочтению обзорное исследование о последствии физических наказаний на русском языке.

В оформлении статьи были использованы фотографии с сайтов Depositphotos и Pexels.