3D книга "Приключения Буратино", художник Леонид Владимирский, директор Департамента детской литературы издательства «АСТ» Ольгой Муравьевой
Дети

Ольга Муравьева, издательство «АСТ»: «Леонид Викторович сделал из Буратино живого мальчика»

Екатерина Соловей 23 сентября 2020
11 мин
Ольга Муравьева, издательство «АСТ»: «Леонид Викторович сделал из Буратино живого мальчика»

21 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения легендарного художника Леонида Владимирского, чьи иллюстрации к «Буратино», «Волшебнику Изумрудного города» и многим другим детским книгам сформировали у самых разных поколений юных читателей особый дружественный мир, полный чудес, добра и открытий. О наследии этого замечательного художника, о современном чтении для детей и роли издательств в его формировании мы поговорили с директором Департамента детской литературы издательства «АСТ» Ольгой Муравьевой. Родителям – читать обязательно!

 

‒ Ольга Альбертовна, популярны ли Буратино и Элли у современных детей?

‒ Книги А. Н. Толстого и А. М. Волкова с иллюстрациями Л. В. Владимирского входят в число тридцати самых популярных детских книг столетия. Популярность просто так не возникает, она – результат длительного отбора нескольких поколений читателей – детей и родителей.

Иллюстрации Леонида Викторовича Владимирского – половина успеха книг наших классиков. А тиражи продаваемых книг сегодня – свидетельство большой любви читателей современных.

‒ Как вы думаете, почему рисунки к сказкам про Буратино и Элли именно этого художника стали так популярны и дороги детям стольких поколений?

‒ Л. В. Владимирский проиллюстрировал много самых разных произведений: А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», Джанни Родари «Путешествие Голубой стрелы» и «Чиполлино», Ю. Олеши «Три толстяка», М. А. Фадеевой и А. И. Смирновой «Приключения Петрушки», русские народные сказки и многие другие. Однако дольше всего художник работал над образами из сказок А. Н. Толстого и А. М. Волкова.

Как художник, окончивший отделение мультипликации художественного факультета ВГИКа, Л. Владимирский бесконечное количество раз добивался необходимого изображения персонажей, создавал характеры, прорисовывал детали и самые немыслимые фазы движения, оживлял героев. Художник любил рассказывать, как работал над образом Буратино, как Буратино «разговаривал, руководил» работой художника. Надо сказать, что Леонид Викторович на самом деле оживил Буратино. До Владимирского Буратино изображали деревянной куклой, Леонид Викторович сделал из Буратино живого мальчика.

‒ Сложно представить наше советское детство без этих ярких образов. Как «АСТ» отпразднует юбилей художника, чьи работы вошли в золотой фонд детской литературы?

‒ Детство (как «советское», так и детство российских детей) без Буратино, Мальвины, Дуремара, Элли, Железного дровосека, Страшилы представить не сложно, но с этими героями жить все же веселее и интереснее. «АСТ» и издательство «Малыш», под маркой которого выходят книги с рисунками Л. В. Владимирского, уже издали и продолжают издавать самые разные книги художника.

Леонид Викторович Владимирский

Назову самые яркие. В конце августа вышла в свет книга, которую готовили к печати почти целый год. Это книжка с объемными иллюстрациями. Думаю, Леонид Викторович приятно удивился бы, если бы увидел ее. За основу были взяты иллюстрации художника к сказке про Буратино самых разных времен, а также открытки с сюжетами из сказки (художник много лет работал в области филокартии; тираж открыток с его героями достигает порядка 31 000 000 экз.).

Художник-конструктор книги Оксана Иванова разработала потрясающей смелости конструкции, куда были «вписаны» иллюстрации Владимирского. Эту книгу уже успели отметить Специальными дипломами на Международном конкурсе «Искусство книги». Также мы с нетерпением ожидаем книгу , куда вошли все истории про Буратино. Это, собственно, сказочная повесть А. Н. Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик», сказка Елены Яковлевны Данько «Побежденный Карабас» (Елена Яковлевна работала кукловодом в кукольном театре; по дороге из блокадного Ленинграда в феврале 1941 года в эвакуацию вместе с матерью и сестрой скончалась от истощения) и еще две сказочные повести, написанные Л. В. Владимирским – «Буратино ищет клад» и «Буратино в Изумрудном городе» в 1994-1995 гг. и посвященные жене Светлане Ковальской. Книга должна выйти в самом конце сентября.

‒ Мы видели видеоролик с 3D «Буратино». Это, конечно, шедевр! Где его можно купить или это будет исключительно коллекционное издание с крошечным тиражом?

‒ Над книгой, кроме художника-конструктора Оксаны Ивановой, работала целая команда профессионалов. Дизайнеры Лидия Блинкова, Мария Тюрина, Наталия Федорова, цветоделение делал Роман Шишкин, редактор Ульяна Беднарская. Но придумала все и организовала Наталья Шутюк – абсолютный фанат своего дела, руководитель редакции «Малыш. 0+» (редакция входит в Департамент «Планета детства» и издает книги для самых маленьких – на картоне, на пенке, книжки-игрушки, панорамы, книги со сложными конструкциями, др.).

Книга отпечатана в Китае тиражом 4000 экземпляров – кстати, не такой и крошечный тираж для дорогой книги – она пока есть в магазинах по цене около 2000 рублей. После продажи последнего экземпляра книга станет коллекционной…

‒ Сейчас вы возглавляете Департамент детской литературы в АСТ и до этого десятилетиями занимались изданием литературы для детей. Как она менялась за это время и как изменялись издательские тренды?

‒ Я работаю в отрасли 36 лет, и все эти годы верно служу детской литературе и ее читателям. Исповедую главный принцип – не навреди! (принцип абсолютно врачебный) и стараюсь созидать. Развитию детской книги в нашей стране можно посвятить не одну полноценную книгу, коротко рассказывать об изменениях невозможно.

‒ Бывали ли у вас моменты отчаяния из серии «куда катится этот мир», связанные с изданием детской литературы в нашей стране?

‒ Некоторое разочарование в выборе профессии наступило в 1994 году. В издательстве «Малыш» совсем не было денег, чтобы печатать книги. Мы ходили на работу, получали мизерную зарплату и почти два года ничего не выпускали. Тяжело ничего не делать, если архив издательства ломится от иллюстраций художников и изданных книг, а головы сотрудников – от идей. На смену разочарованию пришло отчаяние: работы нет, денег нет, что делать? Умные люди успокаивали: вы же профессионалы! Погодите, такой спрос на вас будет, устанете выбирать между издательствами. Так и получилось: в начале 1996 года мы ушли из издательства «Малыш» в «Дрофу» и основали там детскую редакцию с названием «Планета детства». Собственно, вот оттуда и название нашего Департамента. Не было бОльшего счастья, чем увидеть первые изданные книги после большого перерыва! Еще через пару лет мы оказались в «АСТ», директор выкупил у последнего директора издательства «Малыш» нашу любимую марку, и мы вновь стали называться «Малышом».

‒ По каким критериям вы оцениваете новые издания для детей? На что обращаете внимание в первую очередь? Во вторую и т.д.

‒ Как известно, встречают «по одежке». В нашем деле означает: по обложке. Но обложка не всегда соответствует содержанию. Тогда смотрю внутрь. У каждого жанра есть критерии оценки, и мне достаточно совсем немного времени, чтобы оценить книгу. У англичан есть поговорка: «Чтобы понять, что яйцо тухлое, его не нужно доедать до конца». Своим коллегам я всегда говорю одно и то же: вы должны делать такие книги, за которые готовы будете выложить кровные заработанные. Если сделаете это с легкой душой, значит, книга получилась, и вам за нее не будет стыдно перед читателем.

‒ Если ваш личный критик в шоке от увиденного и прочитанного, что делаете дальше?

– В шоке ‒ это не про меня. А вот если не понравилась книга, просто не трачу драгоценное время и коллегам, знакомым читать ее не рекомендую.

‒ Как оцениваете ваш личный вклад или вклад вашей команды в спасение детской литературы от «варваров», которым важно заработать денег, не посеяв «доброе, вечное» в неокрепшие умы детей?

‒ Мне повезло работать в детской литературе с ее классиками и теми, кто сегодня ими стали (С. Михалков, Н. Кончаловская, В. Сутеев, Э. Успенский, Борис Заходер, Р. Сэф, Ю. Кушак, В. Берестов, И. Токмакова, Ю. Коваль, Ю. Нагибин, Ю. Мориц, Тим Собакин, М. Дружинина…), мне повезло ежедневно учиться у представителей старой редакторской школы. Традиции классической издательской школы я и мои коллеги постоянно стараемся передавать новому поколению – «команде». Это те, кто работает также старательно, отдавая все свои знания и умения детской книге. Мы стараемся и сеять («доброе, вечное»), и деньги зарабатывать. Теперь одного без другого не бывает.

‒ У каждого человека, связанного с детской литературой, есть желание рассказать о незаслуженно забытых или неузнанных авторах. Есть ли такой перечень имен у вас? Каковы принципы АСТ в этом вопросе? Возможно, есть какая-то издательская программа поддержки?

‒ Владимир Орлов – замечательный поэт с потрясающим чувством юмора, сказочник из Симферополя – его называли Симферопольским Маршаком.

А. И. Введенский – один из ОБЭРИУтов, абсолютно гениальный поэт, его редко теперь печатают, позабыли:

Лист зеленый облетает,

По траве сухой шуршит,

Потому что он плохими

К ветке нитками пришит…

Степан Григорьевич Писахов – писатель, сказочник, художник.

Елена Александровна Благинина – прекрасный поэт!

Е. И. Чарушин – писатель, художник

Борис Шергин – самая известная сказка «Волшебное кольцо», но тиражируют только это произведение писателя.

И так далее.

Никаких программ, поддерживающих издания незаслуженно забытых писателей и поэтов в «АСТ» нет, по возможности, какие-то их произведения мы включаем в хрестоматии или коллективные сборники.

‒ Каким образом сегодня вы открываете для себя, а затем и для всех нас, читателей, новые имена в детской литературе?

‒ Писатели – это интеллектуальная элита страны, и мы видим свою миссию в том, чтобы помогать начинающим литераторам. Новые имена и рукописи открываем с помощью конкурса/премии «Рукопись года». Конкурс появился в редакции «Астрель. СПб» в 2009 году, в нем принимают участие только авторы, которые никогда не публиковались. Судейская коллегия состоит из редакторов. Благодаря премии стали известны такие имена, как Наринэ Абгарян, Мария Рупасова, Евгений Чезира, Елена Соловьева, Жанар Кусаинова, Константин Образцов, Владимир Зисман, Михаил Парфенов, Елена Зотова и многие другие. Общий тираж книг лауреатов премии уже превысил 500 000 экземпляров. В 2014 году были открыты литературные курсы «Мастер текста». Это практические занятия, проходящие как в очном, так и в онлайн-форматах. Семинары проводятся в формате базового курса и в форме интерактивных семинаров. На базе литературных курсов проводятся встречи с известными российскими авторами, которые делятся своим опытом, своими знаниями с новичками. Это: Марина Степнова, Леонид Юзефович, Андрей Константинов, Александр Мазин, Елена Чижова, Екатерина Матюшкина, Наринэ Абгарян, Наталья Щерба, Андрей Аствацатуров и многие другие. Таким образом формируется цикл: курсы-премия-издание. Автору не обязательно проходить все этапы, но перед ним есть лифт, обеспечивающий как его профессиональный рост, так и возможность общаться с издателем и продвигать свои произведения. Издан учебник «Курс начинающего автора».

‒ Насколько консервативен современный читатель и, соответственно, насколько востребована современная детская литература? У нас ведь богатейший литературный «багаж» и можно, в принципе, растить детей только на нем…

‒ Современный родитель (читатель) консервативен, но не настолько, насколько был им еще пять лет назад. Он (читатель) с опаской, но все же рассматривает новые темы, новые книги, новые имена. Литература – живой организм, не нужно искусственным образом ограничивать читателя в выборе: ориентировать только на «наш литературный багаж» или все-таки попробовать освоить что-то еще. К сожалению, на чтение детской литературы отведено каких-то 6-7 лет, нужно успеть прочитать «Сказку о глупом мышонке», «Мышонок Пик», «Двенадцать месяцев», «Приключения Буратино», и «Дядю Стёпу», «Вредные советы», «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Фёдор, пес и кот» и другие необходимые произведения, которые дают базовое образование. Часто на «факультативные» произведения у родителей просто не хватает времени. Но все в их руках…

‒ Как сориентироваться в многообразии изданий?

‒ Издательства, понимая, как важно донести до потенциального покупателя/читателя информацию про новую книгу, писателя, ведут странички в социальных сетях, откуда ежедневно можно черпать полезную информацию. Хорошим навигатором при выборе книги часто является библиотеки. Они теперь перестали быть просто библиотеками, а стали культурными центрами, предоставляющими огромные возможности для проведения интересных факультативных уроков, досуга с детьми. Большие библиотеки издают каталоги рекомендуемой литературы для чтения. Можно прислушиваться к мнению книжных блогеров. Многие книжные магазины имеют толковых консультантов…

‒ Как сегодня завоевать доверие маленького читателя, когда вокруг столько образов и информации?

‒ Очень просто: с ребенком необходимо проводить максимально много времени. Время, проведенное вместе, например за вечерним чтением, – бесценно для обеих сторон. Для начала: заинтересовывать, будить интерес, разговаривать, дать возможность ребенку высказывать свое мнение, не перебивать его, даже если взрослому что-то не нравится в ответе. Необходимо задавать наводящие вопросы, заставляющие рассуждать, обсуждать, думать. И, конечно же, хвалить тоже необходимо.

‒ Какова сегодня роль детских и подростковых книг – как печатных, так и электронных?

‒ Еще какое-то время бумажные книги будут играть свою важную роль в культурной жизни. Однако переломным моментом в тотальном переходе на электронные книги может стать массовый переход школ на этот формат. Используя такую технологию, государство сможет сэкономить на печати и доставке учебников. Дети, получившие опыт работы с электронной книгой, уже не будут воспринимать книги бумажные. Как будут жить издательства, писатели, традиционные книжные магазины в новой реальности? Вот о чем сегодня думают издатели, понимая, что рано или поздно это произойдет.

БЛИЦ-ОПРОС:

‒ Какая книга из детства ваша самая любимая?

– Сказки Андерсена с рисунками Конашевича; «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта.

‒ Кто вы из детских литературных персонажей?

– Маленькая разбойница из «Снежной королевы».

‒ Хотели ли вы сами стать детским писателем или иллюстратором детских книг?

– Нет. Каждый должен заниматься своим делом.

  • Спецпроект