«Любить своих близких – это важнее всего». Интервью с директором Театра на Таганке Ириной Апексимовой | Театр | Time Out

«Любить своих близких – это важнее всего». Интервью с директором Театра на Таганке Ириной Апексимовой

Антонина Шевченко   26 декабря 2022
6 мин
«Любить своих близких – это важнее всего». Интервью с директором Театра на Таганке Ириной Апексимовой
Фото: legion-media.ru
Вот уже семь лет Ирина Апексимова возглавляет Театр на Таганке, сделав его одним из самых популярных в столице. Кроме того, за годы ее руководства он значительно расширился: только в этом году к нему присоединился театр АпАРТе, а также открылась новая площадка – «Сцена на Факельном». Об этом, о премьерах театра и о том, почему стоит провожать год в зрительном зале Театра на Таганке, Ирина Апексимова рассказала в интервью Time Out.

Некоторые умные люди говорят, что в сложные времена нужно заниматься театром и поэзией. Вы согласны с этим? Как театр может сегодня помочь почувствовать себя живым?

Театром и поэзией нужно заниматься всегда – не только в сложные времена, но и в любые другие, потому что ощущения, которые могут возникнуть в самом процессе творчества и в процессе его наблюдения, помогают жить каждый день.

Зрители Театра на Таганке, равно как и зрители других театров, могут получить от спектаклей самые разнообразные мысли и эмоции. Каждый спектакль – это всегда букет чувств, который дает ощущение жизни. Главное – быть открытым всему новому и не бояться чего-то не понимать.

В вашем театре каждый спектакль – это смелый эксперимент. «Поцелуй. Конармия» – самый жизнеутверждающий спектакль сезона. В чем его смелость?

Совместить текст Бабеля с современной хореографией мне кажется смелым решением, которое совершенно точно сработало в этом спектакле. Это можно увидеть по реакции зрительного зала, который ни на одном показе не остается равнодушным. Вообще, мне сложно говорить о спектаклях Театра на Таганке, давать им какую-либо оценку, а уж тем более хвалить. Каждый из них – это мой ребенок, он может быть непростым, капризным, сложным, но он все равно мой.

Что для вас must have в репертуаре современного московского театра? Составляя репертуар, на что вы опираетесь?

Must have вне времени – это Гоголь, Чехов, драматургия советского периода. Все это есть в репертуаре Театра на Таганке. «Женитьба. Трагедия?» Андрея Гончарова, «Чайка 73458» Дайнюса Казлаускаса, скоро появится «Утиная Охота» Анны Закусовой. Как бы это ни звучало самоуверенно, репертуар составляется, исходя из моих собственных предпочтений и опирается на возможности труппы. Важно также попытаться предугадать, что будет интересно сегодняшнему зрителю, попасть в опорные точки времени. Я много раз говорила, что репертуар Таганки разнообразен, как многослойный пирог, – это в каком-то смысле и есть его генеральная линия.

Театр на Таганке – театр большой во всех смыслах. Обширный репертуар, большая труппа, несколько площадок. В чем состоит объединяющая сила?

Невозможно точно сказать, что объединяет театр, потому что только сейчас он начинает движение в эту сторону. Три разные труппы (Прим. ред. – В 2020 году Ирина Апексимова стала также директором театра «Содружество актеров Таганки», а в марте 2022 года к нему присоединили также театр «АпАРТе») – это практически три разные театральные школы. Я уже не говорю о том, что в каждой из трех условно обозначенных школ найдутся еще другие, ведь у всех свои мастера, традиции, привычки, понимание, что такое театр и каким он должен быть. Объединить все это может только сильный самодостаточный репертуар и постоянная совместная работа.

В Театре недавно открылась новая площадка – «Сцена на Факельном», на которой будет осуществляться программа «Ликбез». Что там будет происходить?

Новая площадка, «Сцена на Факельном», как раз дает театру возможность прийти к объединению. Проект «Ликбез» состоит из режиссерской лаборатории по советской драматургии и образовательной программы, в которую включены показы выдающихся телеспектаклей, лекции, моночтения и многое другое. Сейчас в театре одна из самых больших трупп в России, обеспечить работой каждого из 130 артистов невозможно чисто физически, как бы нам этого ни хотелось. Поэтому много лет в театре существует постоянная режиссерская лаборатория, в рамках которой молодые режиссеры за короткий срок от недели до двух создают эскизы, имеющие возможность впоследствии войти в репертуар театра.

В этом проекте участвует вся труппа, и это дает возможность артистам бывших театров знакомиться друг с другом в процессе работы. В этом сезоне в пространстве «Сцены на Факельном» также будут представлены моноспектакли в исполнении корифеев труппы Таганки. Артисты сами выбирают материал, с которым будут работать. Мне кажется, что это очень важно, потому что для того, чтобы оставаться в профессии, актеру необходим постоянный тренинг, репетиции.

Проект «Ликбез» также создан для того, чтобы сегодняшнее поколение молодых людей узнало, что является фундаментом образования их выросших в советской школе родителей. Ведь мы воспитывались на одной литературе, смотрели одни и те же фильмы, у нас был единый культурный код. Сегодня необходимо вспомнить то, из чего мы сделаны. Ведь без прошлого нет будущего.

Театры внимательно отбирают спектакли, которые они покажут 31 декабря. Почему Театр на Таганке предлагает проводить 2022 год мюзиклом «Онегин»?

Мы выбрали «Онегина» Франдетти по нескольким причинам. Во-первых, музыкальный спектакль всегда у нас ассоциируется с праздником. Знакомый нам со школьной скамьи сюжет о любви обыгран дерзко, ярко и неожиданно. А во-вторых, постановка в эти праздничные дни отметит свою первую годовщину. Я очень горжусь этим спектаклем, потому что за год он добился большого зрительского успеха и получил восемь номинаций на высшую театральную премию России «Золотая маска». Ко всему прочему это знаковый спектакль для самого театра, потому что в нем впервые встретились труппы объединенной Таганки.

Но я бы хотела отметить, что это не единственный спектакль, который будет идти в Театре на Таганке в канун Нового года. В это же самое время на основной сцене пройдет спектакль «Вишневый сад. Комедия» Юрия Муравицкого, который также станет прекрасным завершением года, настраивающим на позитивное, праздничное настроение.

Вы как-то сказали, что театр – любовное дело. Кого должен любить директор и художественный руководитель театра? А кого актриса театра?

Директор и художественный руководитель должен любить абсолютно всех и каждого. Да и каждый человек, работающий в театре, обязан это делать – любить и уважать своих коллег. Только в этом случае театр превращается в любовное дело. Я сама не разделяю себя на актрису и директора – и в том, и в другом я люблю театр одинаково, с одинаковой силой. А вообще нужно любить своих близких– это важнее всего.