Терминальные роуд-муви и семейный подряд. 5 отличных ролей Тиля Швайгера | Кино | Time Out

Терминальные роуд-муви и семейный подряд. 5 отличных ролей Тиля Швайгера

Анастасия Агеева   19 декабря 2022
6 мин
Терминальные роуд-муви и семейный подряд. 5 отличных ролей Тиля Швайгера
Фото: кадр из фильма
19 декабря исполняется 59 лет Тилю Швайгеру. Немецкий актер крепкого телосложения, снявшийся в «Бесславных ублюдках» Тарантино, не так прост — он не стал в глазах аудитории исключительно звездой боевиков. Time Out рассказывает про пять фильмов, где Тиль Швайгер продемонстрировал свой драматический потенциал.

«Достучаться до небес», 1997

Удивительным образом одна из главных картин 90-х есть в кинематографическом багаже не каждого зрителя-любителя. Немецкое драмеди о жизни и смерти, чье название повторяет известную песню Боба Дилана, занимает 24-е место в топ-250 на известном российском агрегаторе. И абсолютно заслуженно — на такие темы говорить тяжело, но необходимо. А сделать это непринужденно и в то же время уважительно смогли бы далеко не все творцы.

Это получилось у Томаса Яна — «Достучаться до небес» стал его прорывом, который он позже, увы, не смог повторить. В фильме в единое целое собираются несколько едва ли не полярных жанров: гангстерские мотивы, бадди- и роуд-муви, комедия и драма. Сборная солянка на удивление органично смотрится с финальным штрихом в виде терминальной стадии болезней двух героев, тоже не особо похожих друг на друга.

Руди (Ян Йозеф Лиферс) и Мартин (Тиль Швайгер) едят лимоны на холодном больничном полу, убегают от нерадивых бандитов и философски рассуждают о загробной жизни, подводя итог своего пребывания на земле. Местами лента напоминает современное российское авторское кино: насущное и важное выражается минимумом слов, оставляя место комичным ситуациям и невезению в целом.


«Босиком по мостовой», 2005

Уже на следующий год после выхода «Достучаться до небес» Тиль Швайгер уселся в режиссерское кресло — и в 2005-м в прокате появился «Босиком по мостовой». Спустя девять лет в США попробовали снять ремейк, но авантюра с треском провалилась. Химия, которая присутствовала в немецком оригинале, была безвозвратно утеряна, уступив место бездумному сексистскому роману. Слова критиков — и мы им свято верим.

В своем творении Швайгер сыграл Ника — аутсайдера, неспособного задержаться ни на одном рабочем месте. Волей случая мужчина становится уборщиком в психиатрической лечебнице и спасает девушку, готовую по собственному желанию расстаться с жизнью. Совместное путешествие Ника и босоногой Лайлы (Йоханна Вокалек) открывает новые стороны непростого мира для обоих.

Робкая героиня Вокалек и высокомерный Ник в исполнении Швайгера представляют собой идеальный контраст — он оборачивается доброй историей дружбы и любви с правдоподобным развитием. Да такой, что ради этого чувства они идут на самые странные и решительные поступки.


«Соблазнитель», 2010

На этом успешные эксперименты немца на режиссерском поприще не закончились. Следующей мелодрамой с элементами комедии стал «Соблазнитель», где в главной роли появилась дочь актера Эмма. Сценарист-ловелас Генри (Тиль Швайгер) внезапно узнает, что он — отец юной Магдалены. Ему предстоит постичь искусство заботы или всего лишь найти в себе хорошо сокрытые умения.

Эта семейная история пышет теплом благодаря тонкому юмору и хорошо подобранному музыкальному сопровождению — они передают всю нежность, на которую, казалось, герой Швайгера неспособен. Однако это как раз тот случай, когда ошибаться приятно. Посмотреть на такого Тиля Швайгера в 2011-м устремились миллионы его соотечественников, так что в денежном выражении в том году успешнее выступили только новые части «Пиратов Карибского моря» и «Гарри Поттера».

Зарываться в недра картины и искать там психологизм не советуем — каким бы талантливым ни казался Тиль, в этой ленте он решил остаться на поверхности. Да и в целом «Соблазнитель» оборачивается какой-то сказкой, если учитывать скорость, с которой Генри становится образцовым папашей. Соблазняет Швайгер иначе: своей харизмой и громкой фамилией в титрах, упомянутой дважды — Эмма тоже хороша.


«Фантомная боль», 2009

После изучения предыдущего творчества Тиля Швайгера неторопливая притча о неизбежном рубеже в жизни каждого воспринимается иначе. Велогонщик Марк теряет левую ногу, а заодно и способность заниматься любимым делом. Эти события отрезвляют его разум, меняют привычные взгляды, демонстрируют истинные ценности жизни. Сделать шаг навстречу преодолению боли — физической и ментальной — мужчина соглашается только под руководством чуткой Ники (Яна Палласке).

Перерождение Марка происходит медленно, но верно. Он обнажает душу в комфортном ему темпе, а затем наполняет ее смыслом. «Я понял, в чем состоит прелесть путешествия в одиночку: никто не может указать тебе, что твое ощущение блаженства беспочвенно», — заключает герой Швайгера.

Особенную душевность фильму придает тот факт, что и он снят по реальным событиям. В 2004 году велосипедиста Стефана Зумнера, друга Швайгера, сбил автомобиль. Он смог победить свои ментальные муки и избавиться от фантомных болей в ампутированных ногах — и теперь помогает другим пострадавшим. А в картине Стефан выступил одним из дублеров Швайгера. Присмотритесь!


«Небеса подождут», 2020

«Небеса подождут» можно считать продолжением фильма Томаса Яна не только из-за названия. Роуд-муви рассказывает историю юной Штеффи. 16-летняя девочка мечтает о карьере в полиции, счастлива в отношениях и с задором смотрит в будущее, выстраивая грандиозные планы. Им сбыться не суждено, ведь у Штеффи обнаруживают рак в последней стадии.

Самое логичное решение в ситуации, когда врачи отмеряют срок в днях, — бросить все и отправиться в путешествие. Такое мы уже видели в 2006 году: в «Последнем отпуске» героиня Куин Латифы уехала прожигать сбережения на дорогостоящий курорт, узнав о смертельном диагнозе. Осмыслить этот фильм в ином ключе позволит простой факт — история не выдумана и основана на книге, написанной отцом девочки. Его в картине и играет Тиль Швайгер.

Зная очевидный конец истории, зритель не надеется на чудо. Картина и ее герои трезво смотрят в неминуемо надвигающееся будущее. Не обходится и без клише — как бы ни старались исполнители ролей принимать серьезный вид и вносить первоклассный драматизм, для подросткового ромкома (а это именно он) это не лучший подход.