Цена вопроса: каких российских художников покупают, а каких — не очень?

На этой неделе в Москве прошел главный российский аукцион Vladey — продавали как корифеев отечественного совр.иска вроде Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова, так и молодых художников. Time Out решил выяснить, кого покупают охотно, а кого — не слишком.

Титан

Илья Кабаков. «Мальчик»

Осенние торги Vladey принесли неплохую для российского рынка сумму €630 000 — продали 61% лотов. И львиная доля пришлась, кто бы мог подумать, на одну-единственную работу Ильи Кабакова — его «Мальчик» ушел с молотка за €240 000. Это авторская копия работы 60-х годов — об этом почти детским почерком сообщается на задней стороне картины. Некогда «Мальчик» стал ответом на потуги советской власти причесать свое нерадивое население под одну гребенку. Забавно — на аукционе стандартизированный «Мальчик» оказался единственным и неповторимым. Другие работы Кабакова покупали не так охотно — лист к альбому «Полетевший Комаров» ушел за €12 000, а еще три лота покупателя не нашли. Кабаков Кабакову рознь. 

За них поборолись

Лев Нусберг. «Движение»

«Мальчик» Кабакова заставил кого-то потратиться, но собственную оценочную стоимость не превысил (видимо, и так дорого). Зато некоторым это удалось. Борьба развернулась за абстрактную работу Льва Нусберга «Движение» — ее пытались купить и в зале, и по телефону, и онлайн. В итоге стукнул молоток, и незатейливые с виду три полоски в пастельных тонах собрали €38 400, превысив изначальную стоимость почти в три раза. Кто еще молодец? А молодец Кирилл Кто. За его работу просили дешевле всего — скромные €100. А продали в 14 раз дороже — за €1400. Видимо, коллекционерам очень приглянулась надпись «Не знаю, как будет дальше», весьма актуальная в наши непогожие кризисные времена.

Не пройдем мимо и других молодых художников — психоделический пейзаж арт-группы CrocodilePower тоже превысил ожидания и отправился к новому владельцу за €4 700. Из «старичков» ожидаемо отличились Виктор Пивоваров, чей «Пейзаж с каплей дождя» превысил ожидания в два раза и собрал €9 000, и дуэт Виноградов — Дубосарский — их подводное «Кафе» заработало €36 000.

Ладно, заверните

Владимир Кожухарь. «Каблуки»

Рахитная рука кризиса заставляет экономить даже благополучных собирателей искусства, поэтому некоторые вполне достойные произведения не собрали ожидаемых сумм и ушли с молотка в формате «товар по акции». Например, геометричную работу Дмитрия Аске «Реальность 2.0,5» планировали продать за €4000 — 6000, а купили за €3000. А сюжет, между прочим, был вечный — почти Мадонна с младенцем, только крестьянка. Похожая история приключилась и с розовыми «Каблуками» Владимира Кожухаря, и со «Свободным падением» Алексея Калиммы. Недожал и сам Анатолий Осмоловский — его деревянный кусок хлеба принес €8 000 вместо €10 000 — 15 000.

Спасибо, но нет

Эрнст Неизвестный. «Хиросима»

На любом аукционе что-то не продается. На этот раз среди не купленного оказались работы, которые должны были расхватать, как зонтики во время дождя — бери и беги. Не купили, на минуточку, самих Франциско Инфанту, Комара и Меламида и Эрнста Неизвестного. Впрочем, работа последнего называется «Хиросима», депрессивно — может поэтому? Валерия Кошлякова, которого сейчас с помпой показывают в Музее русского импрессионизма, тоже никто не взял. Обиднее всего за «Девушку со свастикой» Павла Пепперштейна. Неужели любителей искусства отпугнула злополучная непатриотичная символика? Выйдешь из теплого аукционного зала — а там оскорбленная общественность с вилами, кадилами и казаками. Впрочем, почти все, что не было продано, стоило несколько десятков тысяч евро. А это не в «Ашан», извините, сходить. Видимо, россияне все-таки стали тратить осторожнее — даже на искусство.