6 причин пойти на выставку «Инновация»

6 причин пойти на выставку «Инновация»

Дарья Курдюкова   30 марта 2015
3 мин
6 причин пойти на выставку «Инновация»
В небольшом зале ГЦСИ на Зоологической открылась юбилейная выставка номинантов X Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства.

По традиции соревноваться за единственную Госпремию будут 25 номинантов в пяти позициях: «Произведение визуального искусства» (на сей раз тут преобладают высказывания протестного искусства), «Кураторский проект» (самая сильная в нынешнем премиальном изводе категория), «Теория, критика, искусствознание», «Региональный проект современного искусства» и «Новая генерация». И опять же по традиции названы лауреаты в двух внеконкурсных номинациях. «За творческий вклад в развитие современного искусства» «Инновацию» получил классик концептуализма Андрей Монастырский. А «За поддержку современного искусства России» — директор Эрмитажа, где в прошлом году разместился основной проект европейской биеннале современного искусства «Манифеста 10», Михаил Пиотровский.

Понятно, что на небольшой площади воспроизвести наглядно все проекты не получится, но все-таки это возможность вспомнить главные, какими их видит экспертное жюри конкурса, события за прошлый год. Time Out выбрал несколько работ, мимо которых советует не проходить.

 

1.​ Юлия Аксенова, Саша Обухова «Перформанс в России: Картография истории» (номинация «Кураторский проект»)

Прошедшая осенью в «Гараже» выставка стала одной из самых удачных с тех пор, как центр современной культуры переехал в Парк Горького. Кураторы всмотрелись в историю, которая началась задолго до появления термина «перформанс», подключив сюда и авангардную постановку «Победа над солнцем».

 

2.​ Полина Борисова, Кирилл «Кто» Лебедев «Паша 183. Наше дело подвиг!» (номинация «Кураторский проект»)

Ретроспектива погибшего в 2013-м уличного художника впервые привела стрит-арт в музей (в ММСИ на Гоголевском), показав разные грани уличного искусства вплоть до световых инсталляций. Музейные залы тогда полностью преобразились — там оказалась даже милицейская «буханка». Кстати, на «Инновации» есть еще один связанный с уличным искусством проект — «Транзитная зона» Музея современного искусства PERMM. Создали ее Наиля Аллахвердиева и Арсений Сергеев (номинация «Региональный проект современного искусства»), позвав 33-х стрит-артистов из России и Украины и сделав первую такую музейную сборку.

 

3.​ Андрей Смирнов «Пионеры звука: Памяти погибших инноваций» (номинация «Кураторский проект»)

Совершенно неожиданный для «Винзавода» и оттого еще более запомнившийся проект музейного уровня об экспериментах с электронной музыкой начала прошлого века.

 

4.​ Творческое объединение «Куда бегут собаки» «1,4… 19» (номинация «Произведение визуального искусства»)

Инсталляция, где вроде бы мышь просто бегает по лабиринту, на самом деле — когда сюда подключается дублирующий эту мышиную реальность монитор с таким же лабиринтом и множеством виртуальных мышей — превращается в исследование «механизмов формирования реальности». То есть все не выбранные настоящим животным ходы программа просчитывает и отражает на экране. А когда реальный грызун встречается с виртуальным, перед первым возникает стенка — то есть возможности маневров настоящей мыши ограничены виртуальной реальностью.

 

5.​ Ирина Корина «Припев» (номинация «Произведение визуального искусства»)

Костюм уличного зазывалы в виде двуглавого орла, пространство, как во время вечного ремонта обернутое в пленку, кружение конфетти вместо снега и разные другие мишурные приметы обыденности превращаются в зациклившийся припев, во времена мрачных ожиданий упорно поющий о повседневной беспечности.

 

6.​ Евгений Гранильщиков «Unfinished Project» (номинация «Новая генерация»)

Многообещающий молодой художник Евгений Гранильщиков (он, к слову, уже получил Премию Кандинского за видео «Позиции» в 2013 году) снимает неспешное эстетское видео, где повседневное смешивается с политическим, а постановочное с документальным.