Виктор Пивоваров. След улитки
Time Out

О выставке

В «Гараже» открылась выставка Виктора Пивоварова — заслуженного концептуалиста и одного из главных героев московского неофициального искусства. Она выстроена как романтическое путешествие из одиннадцати глав. В пути можно встретить Монаха Рабиновича, старушек-голлландок и «длинную-длинную руку»: мы описали эти и другие главные образы вселенной художника.

Детство

На выставке показано более ста работ, созданных в последние 40 лет, десяток из них посвящен детству. Как говорит сам художник в путеводителе по экспозиции: «Каждый путь начинается с удивления. А удивление свойственно только детству. С взрослением человек этот дар теряет».

Один из символов детства по Пивоварову — рука. Она у него то становится дорогой для людей, собак и муравьев, то держит целое мироздание, то кое-где, например, в работе «Лампочка перегорела», становится всего лишь средством для прозаического мелкого ремонта. Что бы ни делала «рука», для Пивоварова она — символ прикосновения, через которое дети познают мир, хрупкости предмета, до которого можно дотронуться, а еще инструмент соединения фрагментов реальности: она возвращает вселенную в то детское единство, когда человек и мир еще не отделены друг от друга.

Тайна

Все произведения Пивоварова похожи на ребусы, в которых соединяются изображения и тексты. Их можно разгадать, применяя коды, полученные из знания истории искусства или философии, а если повезет, то можно получить ключ в мистическом откровении (оно тоже в творчестве Пивоварова занимает важное место). Еще подсказки попадаются в путеводителе по выставке, например, там подробно описана инсталляция «Комната старушек» . Она воспроизводит в трех измерениях иллюстрацию к сказке Антония Погорельского «Черная курица», главный герой которой Алеша спасает птицу от смерти, а она в знак благодарности дает ему волшебное зернышко, исполняющее желание. Курица оказывается при этом министром подземного королевства, проникнуть в которое можно только через комнату старушек-голландок — ее-то Пивоваров и воссоздает и трактует как «инициационные врата, через которые должен пройти герой, прежде чем окажется внутри тайны».

Одиночество

Улитка — герой названия выставки — стала для Виктора Пивоварова символом укрытия от внешнего мира и интереса к «тайной жизни» человеческой души, для исследования которой, конечно, нужно одиночество. На выставке художник представляет целый «проект для одинокого человека» — исчерпывающий регламент способа существования, ориентированный «не на получение от жизни радостей и удовольствий, а на созерцание и внутреннюю работу». Художник представляет проект специального жилого помещения, варианты «неба для одинокого человека» и разрабатывает режим дня (в нем умещаются в том числе работа — 8 часов, встречи с другими одинокими людьми — 1 час 30 минут, и прослушивание последних известий по радио — каждый день с 22:00 до 22:30).

Страх

В отдельном зале развернута «Сутра страхов и сомнений» – десятиметровый свиток, вроде Торы или старых китайских грамот, в котором перечислены всевозможные неприятные вещи. Среди них: «страх тропинки в дремучем лесу», «страх маленьких усатых жуков», «страх вечерних огней», «сомнение в истории», «сомнение в завтрашнем дне» и еще больше 200 пунктов. Погружение в пугающую сторону жизни по Пивоварову — необходимая часть пути к просветлению, которое наступает в «Саду».

Сад

Вся выставка — это образ мистического путешествия, которое должно начаться и закончиться в одной и той же точке, только в финале странник должен прийти в нее обновленным. Такой точкой старта и финиша у Пивоварова становится сад. В первом зале он появляется в виде одноименного альбома и метафоры созерцания, а в конце выставки — в виде «Садов Монаха Рабиновича», которые трактуются как место обитания абстрактных идей. Куратор выставки Екатерина Иноземцева пишет, что это «умозрительные сады» — то есть упорядоченная система духовных сущностей, которая «указывает нам на сокровенные смыслы видимых объектов. Именно здесь открывается огромное пространство интерпретаций».