Максим Муссель: пусть контент правит миром, а мы должны научиться управлять им

Максим Муссель: пусть контент правит миром, а мы должны научиться управлять им

  11 января 2019
5 мин
Максим Муссель: пусть контент правит миром, а мы должны научиться управлять им

Пять лет назад Максим Муссель снял свой первый фильм на мобильный телефон. Лента получила приз на одном из американских кинофестивалей и дала в России начало новому формату кино, набирающему популярность во всем мире. В рамках Открытого лектория «Культура 2.0» Санкт-Петербургского международного культурного форума основатель проекта MobileFilmmaker рассказал, как стать знаменитым, имея в руках мобильник, а для наших читателей развил эту мысль, призывая обучаться работать с видеоконтентом и управлять им.  

 

— Сейчас все носятся с идеей мобильного кино, и вы в этом отчасти «виноваты»: люди поверили, что на мобильный телефон можно снять фильм, который потом покажут в кинотеатре, и… нас скоро накроет волной графоманства. Вас это не волнует?

— Надо признать, что тонны некачественного видео уже давно заполонили YouTube и другие соцсети и ухудшить ситуацию попросту невозможно. Моя идея, наоборот, состоит в том, чтобы постараться уменьшить количество «видеотреша», дать людям базовые знания и умения в сфере создания кино. Книга «Мобильное кино. 100 шагов к созданию фильма», выпущенная нами в издательстве «Альпина -НонФикшн» в конце прошлого года — это старт для любого автора в направлении осмысленного творчества, затем можно поступить на месячные профессиональные курсы мобильного кино в ВШЭ. Ну а потом лучшие выпускники курса принимаются в продюсерскую Лабораторию мобильного кино. Короче, вся наша образовательная деятельность как раз активно противостоит графоманству.

— В предыдущем нашем интервью вы говорили про то, что «сегодня миром правит контент», а у нас в Петербурге у многих интеллектуалов это слово под запретом. Контент — это безликая масса безликой информации, вот такие ассоциации вызывает это слово. Что скажете?

— Все верно: бессмысленный контент действительно несет в себе негативную коннотацию. Но мы-то пытаемся говорить о необходимости и возможности создавать осмысленный контент, научить каждого современного человека внятно говорить на языке видео, дать азы визуальной грамотности.

Раньше создателем текстового и визуального материала был специально обученный человек — журналист, писатель, режиссер, фотограф. Сегодня это функция перестает быть отдельной профессией. Она становиться неотъемлемой компетенцией для любого индивидуума

Поэтому, будь ты преподаватель, предприниматель или общественный деятель — тебе просто необходимо уметь создавать качественный контент в той области, в которой являешься профессионалом, ну если, конечно, тебе есть что сказать. Поэтому, пусть себе миром правит контент, мы в свою очередь должны научиться управлять им.

— А еще вы совершенно справедливо заметили, что контента очень много, продуцировать его лишь силами профессионалов уже не получается, поэтому создавать его должны мы с вами. Вы действительно считаете, что блогеры могут заменить писателей, любители, снимающие на телефон, профессиональных режиссеров и т.д. и.т.п?

— Раньше создателем текстового и визуального материала был специально обученный человек — журналист, писатель, режиссер, фотограф. Сегодня это функция перестает быть отдельной профессией. Она становиться неотъемлемой компетенцией для любого индивидуума. Ты уже не можешь эффективно реализовать себя в жизни и в профессиональной деятельности, если не умеешь об этом просто и интересно рассказывать. В нашем случае с помощью съемок на iPhone.

— Все, кто работает в журналистике, знают, что процесс упрощения языка и упрощения отношения к великому и могучему, привел к тому, что у нас уже стало нормой, когда СМИ первого ранга допускают публикации с грубейшими ошибками, SMM-менеджеры строчат вместо редакторов в лентах соцсетей на уровне… SMM-менеджеров и т.д. Это такая десакрализация профессии, словно уборщица тетя Клава пришла, и пока вы вышли покурить, быстренько накатала вместо вас колонку. Как относится к таким процессам в культуре, и в том числе в кино?

— В некотором смысле я уже ответил на этот вопрос выше. Когда контент создают все, кому не лень, качество контента стремительно снижается. С другой стороны, человек, действительно, обретает возможность стать автором.

Когда контент создают все, кому не лень, качество контента стремительно снижается. С другой стороны, человек, действительно, обретает возможность стать автором

— Ваш совет таким авторам: каких критериев стоит придерживаться (и придерживаться ли вообще), чтобы кино все-таки носило авторские черты, обладало художественной ценностью и не скатывалось в любительское видео?

— Главный критерий — искренность! Но одной искренности, конечно, мало, надо понимать, что любая история должна быть интересно рассказана, драматургически выстроена, содержать в себе начало, середину и конец. С большой аккуратностью нужно использовать постановочные моменты: например, если привлекать актеров, то тех, которые органичны, естественны, готовы импровизировать. Иначе один из главных плюсов мобильного кино — доверие зрителей, будет мгновенно потерян.

— Автор, творец — что это значит для вас?

— Любой человек, который рефлексирует на тему себя и мира, хочет поговорить об этом с окружающими, учится и постигает язык, на котором лучше всего рассказать об этом, — тот и есть автор.

— Мобильное кино дает возможность многим стать авторами. И это прекрасно! Как думаете, а что  последует за мобильным кино? Куда двинутся процессы в кино в ближайшие десятилетия? 

— Будут продолжать стираться границы между стилями и жанрами, формами подачи. Постановочные фрагменты будут переплетаться с непостановочными, актеры будут гармонично существовать в реальной действительности, скорость производства и дистрибуции стремительно возрастет. Ну и, конечно, продолжит разрушаться классическая индустриальная модель кино и телевидения, с диктатом цензоров и продюсеров, с сотнями людей, присутствующих на съемочных площадках, с колоссальными многомиллионными бюджетам, которые останутся нужны только для съемок, а точнее — симуляция на компьютерах исторических или фантастических фильмов.

Беседовали Екатерина Соловей, Юлия Добровольская

Фото: Геннадий Авраменко, Михаил Фролов