«Ей не нравится “Король и Шут”»: что послушать из ленинградского андеграунда
«Автоматический удовлетворители» — «Пейте с нами», (1995)

«АУ» называют первой русской панк-рок-группой, хотя Андрей Свин Панов, фронтмен группы, периодически отрицал собственную принадлежность к этому направлению. Группа собралась в 1979 году, а в течение последующих лет несколько раз распадалась и собиралась. В 1987 году «АУ» принимают в Ленинградский рок-клуб, что ознаменует новый этап группы. «Пейте с нами» — единственный альбом группы, который увидел свет официально. Записью занималась студия Отделение «Выход».
«Народное ополчение» — «Сума?шедший День», (1984)

Группа образовалась в 1983 году и к 1986-му успела записать девять альбомов в домашней студии Begemotion Records. Пятый альбом «Сума?шедший День» был создан под влиянием конфликта с КГБ и особенный контроль над группой. Лирика Алекса Оголтелого Строгачева, вокалиста группы, в тот период была наполнена иррационализмом и юмором, которые перекрывали страх перед государственной машиной. Музыка же практически полностью была написана Федором «Бегемотом» Лавровым, который из-за давления властей был вынужден закрыть группу «Отдел самоискоренения» примерно в этот же период. Альбом отличался от остальных концептуальностью, экспериментальным звучанием и чрезвычайно путанными текстами.
«Отдел самоискоренения» — «Антивсе» (2015)

«Отдел Самоискоренения» — одна из первых советских панк-групп, основанная Федором Лавровым. Прожить ей удалось недолго: в 1984 году группа была запрещена распоряжением КГБ за то, что ее песни порочили социализм. Вновь группа собралась только в 2013-м. «Антивсе», имеющий подзаголовок «Полное досье 1981—1984», вышел в 2015 году как сборник синглов. Отличный способ ознакомиться с наследием легендарной группы, ведь альбом стал первым официальным изданием архива.
«Объект насмешек» — «Жизнь настоящих ковбоев», (1988)

Александр Рикошет Аксенов, успев поиграть с разными панк-группами, в числе которых «Автоматические удовлетворители» и «Народное ополчение», собрал свой проект в 1985 году. Они фактически были первыми панками, которым удалось пробиться на большую сцену. «Жизнь настоящих ковбоев» — третий альбом группы, который приобрел статус культового. Именно здесь музыканты переходят к более мелодичному звучанию, что сделало их популярными у более массового слушателя, хотя альбом «Сделано в джунглях», наиболее легкий и напоминающий группу «КИНО», не был принят фанатами. Кроме того, «Жизнь настоящих ковбоев» стала переломной в тематике, которую охватывают тексты: меньше остросоциальных вопросов, больше бытовухи.
«Югендштиль» — «Никто Никому Ничего», (1996)

Относительно молодая для поколения TaMtAm группа, образовавшаяся в 1990 году под влиянием пост-панка, в том числе Bauhaus. В том же году «Югенштиль» вступают в Ленинградский рок-клуб, а в 1994 году отправляются в тур по Германии. Группа распалась в 1998 году, но в 2003 сыграла несколько реюнион-концертов. «Никто Никому Ничего» это первый и единственный студийный альбом, который до сих пор является одним из немногих пост-панк и готик-рок отечественных альбомов. Экспрессионизм, клаустрофобия, сюрреалистические тексты и готовность к эксперименту делают группу одной из ключевых на альтернативной сцене 1990-х, а их музыку — портретом той эпохи.
«Бригадный подряд» — «1986», (1986/2006)

В 1985 год Федор Лавров («Отдел самоискоренения», «Народное ополчение»), чудом избежавший ареста, вписывается в новый проект, послушав музыку Николая Михайлова, Александра Сантера Лукьянова и Дмитрия Бабича. В этом составе появляется «Бригадный подряд». За почти 40 лет существования группа сменила множество участников, уходила на рест и воссоединялась с ранее ушедшими музыкантами. «1986» был дебютным альбомом, выпущенным в виде магнитоальбома в 1986 и официально в 2006 году. Это единственный «оригинальный» альбом «Бригадного подряда», который можно найти на стримингах сейчас — остальные треки перезаписаны текущим составом группы.
«Нож для Frau Müller» — Little Joys, (1992/2001)

Одна из первых групп, занявших свое место на сцене TaMtAm, сформировалась в 1991 году из распавшейся группы «Буква О». Поначалу они играли хардкор-панк, но уже к середине 1990-х больше обращались к электронному звучанию. Little Joys, который долго не выпускался, в 1992 году открыл группу широким массам: в том же году «Нож для Frau Müller» приглашают в тур по Германии. Группа тогда находилась в поиске и играла чистый эксперимент, что и понравилось многим, — именно после немецкого тура эта музыка стала популярной.
Markscheider Kunst — «Красиво слева», (2001)

Среди артистов TaMtAm можно было заметить не только суровых панков. Markscheider Kunst с основания в 1992 году отдавали предпочтение рокабилли — стилю, достаточно близкому к рок-н-роллу. Чуть позже в их музыке стали заметны блюзовые и этнические мотивы. «Красиво слева» стал первым альбомом группы после закрытия клуба и первых выездов за рубеж. Наполненный хитами в фирменном стиле, он утвердил феномен группы в музыкальной индустрии страны. После 2001 года Markscheider Kunst даже показывали по телевизору.
Spitfire — Lifetime Visa, (2008)

Играя нетипичный даже для андеграунда ска-панк с 1993 года, Spitfire уже спустя несколько лет были приглашены для выступлений в Европе и записи дебютного альбома. На рубеже веков их знали в Европе едва ли не лучше, чем в России. Lifetime Visa стал четвертым альбомом группы, в который вошли треки в основном на русском языке, что нетипично для коллектива. Кроме того, особенным альбом является в связи с тем, что с 2001 по 2002 музыканты практически не выступали самостоятельно, лишь в составе группы «Ленинград» и проекта St. Petersburg Ska-Jazz Review.
«Джан Ку» — Remixes, (2004)

Рок-группа, смешивающая в своем творчестве альтернативный рок, электронику, гранж и не только, образовалась в 1991 году и сразу привлекла внимания вокалом Ксении Ермаковой. В начале своей деятельности они больше исполняли гранж, в 2000-х трип-хоп. Концепт альбома, который будет содержать парные треки в электронной обработке, появился у музыкантов еще при записи альбома «Свобода» (2000). Лучшие версии ремиксов в нему и последующему альбому «Последняя капля» (2003) были собраны в один альбом годом позже. Remixes, возможно, лучший альбом, чтобы понять музыкальный диапазон коллектива и подготовить себя к прослушиванию новых треков, которые достаточно далеки от старого звучания.