Судьба человека: отражение советской эпохи

Судьба человека: отражение советской эпохи

  1 сентября 2017
5 мин
Судьба человека: отражение советской эпохи

В преддверии 100-летия Революции 1917 года художественный мир Петербурга бурлит и фонтанирует постановками, выставками, лекциями про Революцию во имя Человека и про самого этого Человека, заставшего и чудом выжившего в этот парадоксальный, жесткий период отечественной истории и очень непростые последующие годы. Мы отобрали самые громкие премьеры и фестивальные показы. Все они проходят под эгидой VI Санкт-Петербургского международного культурного форума, одна из ключевых тем которого — революция. 

 

Спектакль «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал», ХI Международный театральный фестиваль «Александринский»

19, 20 сентября Александринский театр покажет собственную премьеру —  спектакль художественного руководителя Центра имени Мейерхольда Виктора Рыжакова «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал». Современное обращение к пьесе Всеволода Вишневского не случайно: именно на этой сцене создал свой легендарный спектакль в 1955 году Георгий Товстоногов.  «“Оптимистическая трагедия. Прощальный бал” — это исследование и деконструкция советского мифа», — объясняют авторы спектакля. Новый вариант пьесы соединяет текст Вишневского и документы века (от публицистики Блока до панковских песен). Отсюда жанр постановки – революционный концерт, обещающий быть невероятно интересным. В спектакле задействован звездный состав Александринки и молодые артисты театра: народная артистка России Эра Зиганшина, заслуженный артист России Аркадий Волгин, Анна Блинова, Тихон Жизневский, Валентин Захаров, Дмитрий Лысенков и др. 

К премьере приурочена и сопрограмма, позволяющая еще шире и глубже осмыслить эпоху и знаменитый сюжет в новом прочтении: это выставка из архива Александринского театра, рассказывающая о легендарном спектакле Г.А. Товстоногова; показ фильма С. Самсонова «Оптимистическая трагедия» 1963 года, который предварит лекция известного кинокритика Михаила Трофименкова; диалог журналиста Андрея Бабицкого и историка советской литературы и культуры Ильи Венявкина «Преодолевшие смерть: советский миф о Гражданской войне».

Притча «Железное кольцо», XXVII международный театральный фестиваль «Балтийский дом»

8-9 октября датский кукольный коллектив «BAAD-театр» покажет поэтическую притчу, в основу которой легла Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича, вызвавшая у сочинителей спектакля поток метафоричного сознания. В центре повествования — история девочки, отца и бабушки, превозмогающих лишения и тяготы блокады. Адепт европейского движения предметного театра «для взрослых», швейцарский режиссер Рольф Хайм поставил перед собой цель — «оживить страдания», вызвать у публики физическое неприятие войны. Узнаем — получилось ли?

Спектакль «Магадан/кабаре», XXVII международный театральный фестиваль «Балтийский дом»

15 октября на сцене Балтийского дома покажут спектакль «Магадан/кабаре» камерного столичного театра «Около», ставший лауреатом премии «Золотая маска». Режиссер Юрий Погребничко воплотил на сцене идею рассказать о Магадане не в географическом смысле, а в библейском. По воле фантазии постановщика этот суровый город «на краю цивилизации» становится землей обетованной, куда советских молодых людей влекли юношеские надежды и мечты и где разламывались о рифы реальности корабли взрослых судеб. Из популярных советских и зарубежных песен и выразительного аккомпанемента на баяне и гитаре и потрясающей игры актеров, задействованных в спектакле, складывается образ парадоксальной эпохи СССР — его светлых и темных страниц.

Выставка «Пункт назначения. Коммунизм»

С 29 сентября по 19 ноября в музейно-выставочном центре РОСФОТО будет работать выставка «Пункт назначения. Коммунизм», которая продемонстрирует публике «построение нового мира» — от устранения безграмотности до освоения космоса — с помощью визуальной иконографии Советского Союза: живописи, фотографии, плакатов, скульптуры, знамен. Построенная на игре контрастов между возвышенной политической программой и ее реализацией, экспозиция позволяет задуматься и порассуждать обо всем историческом периоде существования Советского Союза. Цель проекта — продемонстрировать ключевые особенности идеологической составляющей СССР, отразить при помощи наиболее ярких примеров агитационных и политических образов Большие Идеи, которые были неотъемлемой частью советской пропаганды.

По воле режиссера Магадан становится землей обетованной, куда советских молодых людей влекли юношеские надежды и мечты и где разламывались о рифы реальности корабли взрослых судеб

Выставка «Искусство – в жизнь!» К истории Декоративного института в Петрограде

На выставке «Искусство – в жизнь!» К истории Декоративного института в Петрограде, которая проходит в корпусе Бенуа Русского музея до 20 ноября, можно увидеть советское агитационное искусство первых послереволюционных лет (эскизы оформления города, модели памятников, фарфор) в лучших своих проявлениях. Основой экспозиции выставки стала продукция Декоративного института, работавшего в Петрограде-Ленинграде в 1918-1926 годах. Многие перспективные творческие наработки вышли из стен именно этого института и впоследствии получили развитие в киноплакате, рекламе и наглядной агитации.

В собрании Русского музея находится более 30 предметов прикладного искусства, связанных с историей Декоративного института, а также коллекция эскизов оформления города (улиц, площадей, мостов, зданий), модели памятников, создававшихся по плану монументальной пропаганды, одна из лучших коллекций фарфора.

Выставка «Мечты о мировом расцвете»

Выставка «Мечты о мировом расцвете», которая откроется 14 сентября и будет работать до 20 ноября в корпусе Бенуа, продемонстрирует многогранную картину художественной жизни первых десятилетий ХХ века, когда вера в Мировую революцию была крайне сильна вера. Практически все мастера той поры мечтали о светлом будущем не только в России, но и во всем мире, однако очень по-разному реагировали на происходящее. Различие взглядов было не только в формальном решении похожих тем: нередко художники-авангардисты в середине 1910-х – 1920-е ограничивались формальным новаторством, не касаясь социальных проблем, в то время как фигуративисты (Репин, Серов, Григорьев и другие) акцентировали внимание общества на актуальных темах. Выставку сопровождают тексты произведений поэтов и писателей тех лет и исторические хроники.