Маргарет Хенце: дети лучше взрослых знают, что им нужно

Маргарет Хенце: дети лучше взрослых знают, что им нужно

  17 августа 2017
4 мин
Маргарет Хенце: дети лучше взрослых знают, что им нужно

Представьте себе школу, где дети и подростки получают все права и обязанности, существующие в  демократическом обществе, где учащиеся по-настоящему практикуют, а не просто изучают принципы свободы слова и свободы выбора. А еще, голосуют и служат присяжными, если нужно решить судьбу сотоварищей, нарушивших правила демократии. Многие скептически относятся к подобным школам, думая, что там ничему путевому не научат. Их смущает вопрос: а будут ли дети и подростки, получившие больше свободы, принимать разумные решения? Накануне 1 сентября мы поговорили с куратором проекта демократических школ в Европе и автором фильма «Ничегонеделанье» Маргарет Хенце и выяснили, в чем преимущества демократического образования. 

— Маргарет, вы автор непростого авторского кино о детстве с названием «Ничегонеделанье». Картину не ждет массовый прокат, давайте расскажем нашей аудитории, о чем этот фильм, и что вы хотели сказать этой картиной?

— Это фильм о демократических школах, где дети могут выбирать то, что хотят изучить, как, когда и с кем хотят учиться. У них постоянно есть выбор: каждый день они вправе выбирать то, что хотят знать.

— Почему же такое название?

— У взрослых складывается ощущение, что в этих школах дети ничего не делают. Обучение там не столь осязаемо, как в обычных школах.

— Какие проблемы современного детства, на ваш взгляд, заслуживают особого внимания?

— Взрослые думают, что они заботятся о будущем своих детей, принимают за них большинство решений. Но откуда им знать, что на самом деле хочет их ребенок, и какое будущее он бы предпочел?!

Мы живем во время больших проблем и бесконечных трансформаций, стремительно меняющих реальность. Глобальное потепление, развитие технологий, рост смертности над рождаемостью, расслоение общества на бедных и богатых, роботизация и сокращение рабочих мест. Взрослые люди принимают решение относительно будущего последующих поколения. И главный вопрос здесь, какое образование лучше дать этим поколениям, чтобы наши дети в будущем были способны справиться со сложными задачами. Демократическое образование дает подрастающему поколению уникальную возможность решать самим, что для них полезно и правильно. Глобальные проблемы человечество должно решать вместе, сообща: демократические школы учат новое поколение общаться с уважением и слышать друг друга, договариваться.

— В чем вы видите принципиальную разницу между вашим и современным детством?

— Я росла в мире, который был далек от виртуальной реальности. Я играла в саду, больше проводила времени на природе, мы не боялись играть во дворе с другими детьми, у нас было много приключений. Сейчас все сложнее в плане общения: когда я смотрю на своих детей и на их, не всегда удачные, попытки найти себе друзей на улице, я искренне сожалею. У многих ребят время расписано по минутам, у них нет времени на общение. Утром они идут в школу, потом занимаются в кружках и спортивных секциях, а после возвращения домой делают домашние задания. На встречи и игры с друзьями времени не остается. Они успевают общаться только в сети, а игры на свежем воздухе вынуждены заменить интернет-играми. Только компьютер несет приключения. Мне кажется, у нас совсем разное детство…

— В Европе общество и правительство готово меняться в сторону демократического образования?

— Я уверена, во многих странах уже ведется работа в этом направлении. Но конкретных шагов по демократизации образования я пока не вижу. Молодое поколение растет во времена технологического прогресса: дома, в школе и в социальной среде их окружает техника, а живого общения не хватает. Мне кажется, люди стали понимать, что нужно заново учиться общаться, обмениваться знаниями, идеями и творческими решениями. Я знаю, что в Германии и Голландии, Дании и скандинавских странах много компаний, которые пытаются даже переделать рабочие места так, чтобы они располагали к большему общению. Но пока все это на зачаточном уровне, это еще один эксперимент, как и демократические школы.

Утром дети идут в школу, потом занимаются в кружках и секциях, а после возвращения домой делают домашние задания. На встречи и игры с друзьями времени не остается. Они успевают общаться только в сети, а игры на свежем воздухе вынуждены заменить интернет-играми. Только компьютер несет приключения…

В демократической школе дети, прежде всего, учатся общению. Взрослея, они будут автоматически использовать этот, ставший для них привычным инструмент – в том числе и на работе.

— Ваши ближайшие планы?

— Мы работаем вместе с моим мужем и много выступаем перед публикой, записываем наши выступления и планируем провести конференцию по демократическому образованию в нашем родном Мюнхене, а в 2018 году уже в международном формате – в Греции. Я также явлюсь представителем европейского сообщества демократических школ, в рамках которого мы обмениваемся накопленными опытом и знаниями.

— Что бы вы пожелали петербургским родителям?

— Я желаю вам больше доверять своим детям, ведь они способны самостоятельно учиться всему, в чем нуждаются для своего будущего. Не мешайте им развиваться в тех областях, которые им интересны, потому что дети зачастую лучше знают, что им нужно.

 

Беседовала Мария Ярцева